24 января Американская киноакадемия назвала претендентов на премию «Оскар» за 2011 год. Лидерами по числу номинаций стали две картины – «Хранитель времени» Мартина Скорсезе и «Артист» Мишеля Хазанавичуса. На самый заветный «Оскар» претендуют «Потомки» Александра Пейна, «Прислуга» Тейта Тейлора, «Человек, который изменил все» Беннетта Миллера, «Боевой конь» Стивена Спилберга, «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Древо жизни» Терренса Малика, «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри (наличие последней картины в этом списке – неожиданность для многих, ведь она не фигурировала до того в списках номинантов и лауреатов других премий).
Два факта кажутся любопытными при взгляде на этот ряд фильмов. Во-первых, американские академики не сочли нужным дотягивать список до возможных десяти названий. Есть только девять достойных главного «Оскара» картин? Значит, будет девять. И второе: оба фильма-фаворита в той или иной мере являются ностальгическими сюжетами из истории кинематографа. «Хранитель времени» предлагает нам несколько сказочный, фантастический взгляд на судьбу пионера «синема» Жоржа Мельеса, а в «Артисте» прослежен путь любимца публики периода немого кино. И оба героя познают славу и забвение, переживают взлеты и падения. Скорсезе и Хазанавичус полны сочувствия и любви к своим «предкам» в искусстве. Сегодня у профессионалов Голливуда есть агенты, адвокаты и гильдии-профсоюзы, а тогда, на заре кинематографа, рискнувший связать свою жизнь с новым развлечением для масс запросто мог в одночасье вылететь из князей в грязь, и никто не бросался на защиту его прав. Потому столько нежности, приязни вложили авторы в тех своих персонажей, которые реанимируют несчастных отщепенцев, снова выволакивают их на свет софитов, под гром аплодисментов. Пожилого и забытого Мельеса возвращают киноманам 30-х дети, а полуспившегося красавца, героя Жана Дюжардена в «Артисте» спасает очаровательная и сердечная старлетка – когда-то он был ее кумиром, помог ей получить шанс, и теперь ее очередь прийти на помощь. Натяжкой было бы назвать сходство «Хранителя времени» и «Артиста» тенденцией, но в любом случае стоит отметить трогательный поклон деятелям старинного кино, который синхронно сделали мэтр Скорсезе и его гораздо более молодой коллега-француз Мишель Хазанавичус. Есть в этом какой-то корпоративный дух – искренний и ненатужный.