Владимир Хотиненко – человек, умеющий снимать кино по существу.
Фото PhotoXPress.ru
В столичный кинокруг Владимир Хотиненко вошел не быстро, за плечами была, как говорили, школа жизни: Свердловский архитектурный институт, несколько лет работы на Свердловской же киностудии в качестве художника-постановщика. Да и в Москве по окончании Высших курсов сценаристов и режиссеров работал сначала ассистентом у своего мастера, Никиты Михалкова, на его картинах «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Пять вечеров», «Родня». И только в 1984-м снял свой первый фильм «Один и без оружия» (и тот напополам с режиссером Павлом Фаттахутдиновым). Зато когда история перевалила за отметку «перестройка», у Хотиненко пошли фильмы, что сделали ему имя. Сегодня почему-то картины Хотиненко тех лет создают в памяти пары–тройки–парафразы с фильмами его плюс-минус сверстников Карена Шахназарова и Вадима Абдрашитова. Причудливая действительность на стыке 80-х и 90-х приобретала в их фильмах сюрреалистические формы; гротеск, абсурд, которые они тогда отлично освоили, и были единственно адекватной оптикой при взгляде на окружающую действительность. Хотиненковские «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Макаров» выходили в одном контексте с «Курьером» и «Городом Зеро» Шахназарова, с «Плюмбумом» и «Слугой» Абдрашитова. И это был последний отрезок жизни умного кино «в законе» – когда оно еще шло в кинотеатрах и не одним кинокритикам служило поводом к раздумьям и разговорам. В 1995-м Хотиненко снял «Мусульманина», фильм имел серьезный резонанс в кинокругах, можно сказать, что и в обществе он вызвал дискуссию – ведь больная ныне тема сосуществования мусульманской и христианской культур тогда только заявляла о себе в полный голос. В фильмах Хотиненко раскрывались молодые тогда актеры: Сергей Маковецкий, Евгений Миронов – нынешние звезды «среднего поколения».
Много лет Владимир Хотиненко преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Число окончивших его мастерские, наверное, сравнялось с числом учеников другого педагога-«стахановца» – Михаила Ромма. Однажды довелось прослушать лекцию Владимира Ивановича, в которой процесс овладения мастерством кинорежиссуры был приравнен к маршруту джедая на пути к Дао. Смысл метода – в поэтапном, методичном освоении ступеней ремесла и искусства. Основательность и желание во всем дойти до самой сути присуще самому Хотиненко. Недавно это наглядно раскрылось в масштабном телефильме «Достоевский», где предпринята попытка постичь природу творчества гения. Для этого надо прежде всего изучить обстоятельства жизни, формирования личности – и тут Хотиненко обратился кропотливым исследователем, историком, да и командиром на поле битвы со сложностями огромной костюмной кинопостановки. Сериал породил споры, у него появились сторонники и противники. Значит, он однозначно зацепил – что при нынешней усталости от тележвачки удивительно.
На телевидении Хотиненко трудится и по ведомству неигрового кино – ведет на «Культуре» ток-шоу «Смотрим и обсуждаем», посвященное документальному кинематографу. Там собирается в основном молодая публика, и споры бывают горячи до крайности – и как нельзя кстати приходится умение Хотиненко-педагога вывести аудиторию на разговор по существу. А сам он, словно джедай, способен хранить равновесие и каждого спорщика выслушивать с уважением.