Картину «Два дня» Дуни Смирновой также сочли подходящей для кинофестиваля о правах человека.
Кадр из фильма
В Москве прошел 17-й фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Тематика такова, что в нее вписывается каждый второй фильм. Потому программа на «Сталкере» традиционно широкая, много в ней тех картин, что участвовали в разных фестивалях, шли в кинотеатрах. Собранные вместе, они рождают интересную и порой неожиданную коллекцию сюжетов. К примеру, на закрытии нынешнего смотра показали лирическую трагикомедию Дуни Смирновой «Два дня» – потому что действие там замешено на той борьбе, что ведут за свои права сотрудники провинциального музея. А новацией 17-го фестиваля стало участие в конкурсе игровых картин фильмов из бывших советских республик.
Сценарий к картине «Рай для мамы» написал знаменитый иранец Мохсен Махмальбаф, снималась она в Казахстане, а режиссер – известный киргизский режиссер Актан Арым Кубат. Подлинный интернационализм, пусть и в рамках азиатского региона! Вот и в картине рассказ как раз о людях разных национальностей, живущих вперемешку. Героиня – русская, а муж у нее – казах. Один из их сыновей – абсолютный казашонок, а второй – голубоглазый славянский мальчик. Это такой амбивалентный сюжетный и постановочный ход: соблюдена и правда жизни (так ведь и правда бывает, один ребенок идет в одну породу, другой – в другую), и метафора тем самым рождается на манер той, что применил в своей знаменитой «Кукушке» Александр Рогожкин. Идеологи казахстанской политики при каждом удобном случае подчеркивают, как важны для их страны партнерские отношения с Россией, а казахское кино нынче чутко прислушивается к «генеральной линии партии». Русский с казахом братья навек – уж в фильме «Рай для мамы» точно.
А права человека попираются тут на каждом углу. Во-первых, отец мальчишек уехал в Россию на заработки, да и сгинул. Мать вынуждена стать местной жрицей любви и – со временем – объектом презрения и нападок соседей. Малышам приходится рано повзрослеть, научиться отвечать и за то, что они полукровки, и за то, что мать у них проститутка. От папы им досталась бабушка-казашка, от мамы – русский дедушка. Можно со скепсисом относиться к несколько нарочитой симметрии «национальной составляющей» этой истории, но кинематографических достоинств у картины не отнять. Снимали «Рай для мамы» в какой-то окраинной слободке неподалеку от железнодорожного узла. Оператору Рафику Галееву удалось насытить «картинку» духом этого места: во всем заброшенность, в лицах – тоска и растерянность перед жизнью. Хороши в фильме актрисы – Ольга Ландина в роли русской мамы и Наталья Аринбасарова в качестве бабушки, или, как зовут ее на казахский лад внуки, «апы». Аринбасарову казахское кино в последние годы часто задействует, и каждый раз отмечаешь ее мастерство – как умудряется она создать образ на малом отрезке времени, отведенном очередной маме или бабушке в ее исполнении. А актрису Алма-Атинского драмтеатра имени Лермонтова Ольгу Ландину мы помним по роли чудаковатой хромоножки в фильме Гуки Омаровой «Шиzа». В «Рае» ей вновь пришлось создать образ отверженной, даже пойти на серьезный актерский подвиг – лежать в кадре обнаженным трупом (ее героиня, не выдержав позора, решается на самоубийство). Немало красавиц в сегодняшнем кино Казахстана, но таких глубоких, способных на смелые шаги актрис, кроме Ландиной, и не наблюдается.
Участвовала в конкурсе «Сталкера» и грузинская картина – «Мне без тебя не жить» Левана Тутберидзе, автора прозвучавшей несколько лет назад антивоенной драмы «Прогулка в Карабах». Его новый фильм замечателен тем, что содержит дорогие киноманам родовые черты грузинского кино – особый вкус в создании экранной среды, философичность. Тбилиси в фильме – современный, уже не тот, что был раньше, но снят он так, что чувствуешь – для автора и его героев он все равно как дом родной – обжитой, уютный. Линии двух героев идут параллельно и сойдутся на миг лишь в финале, за несколько секунд до смерти обоих. Что может быть общего у лохматого остроумца, молодого писателя Зазы и туповатого рэкетира Мамуки? Оба живут в Тбилиси, но вращаются в совершенно разных кругах. В течение одного и того же дня переживают они схожие драмы – потери любимых людей. До Зазы дойдет, что любимая девушка никогда не будет с ним, а Мамука увидит, как расстреляют его патрона и кумира Дато. Мир для Мамуки просто тускнеет без этого блестящего мафиози. Для Зазы в мире нет счастья без прекрасной Нино. В общем, у обоих есть в этот день повод произнести: «Мне без тебя не жить». Писатель и бандит оказываются людьми со слишком большими сердцами. Потому и находят они свою гибель в темном тбилисском переулке, словно воспользовавшись правом человека не жить на этом несовершенном свете.