Заканчивается ноябрь, и мы снова подводим итоги. Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и внешний вид, то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино.
1. «Драйв», Николас Виндинг Рёфн
Сценарий – 9.
Режиссура – 10.
Актерская игра – 8.
Картинка – 8.
Эмоции: такими, как этот гонщик Райана Гослинга, хочется любоваться, забывая о том, что это фигура идеальная, экранный архетип, сродни мужественным и немногословным персонажам Хэмфри Богарта.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: снятый датчанином Рёфном в Голливуде «Драйв» – редкий пример сочетания качества, стиля и доступности самым разным аудиториям. В Каннах Рёфну выдали приз за лучшую режиссерскую работу. Очевидно, что «Драйв» будет фигурировать в главных номинациях на «Оскар» и соберет приличную коллекцию золотых статуэток. Главное в фильме – поединок добра и зла, а это вечная и беспроигрышная история.
35 очков
2. «Бездельники», Андрей Зайцев
Сценарий – 5.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 8.
Картинка – 6.
Эмоции: обидно, что талантливый режиссер ошибся.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: «Бездельники» – настроенческая композиция по ранним песням Виктора Цоя. Зайцев попробовал воскресить атмосферу дней своей юности – начала 90-х, но перенес действие фильма в наши дни, сделал героями нынешних 18–20-летних ребят. Схвачено очарование краткого периода в жизни человека – когда ничегонеделанье сопровождается страшно насыщенной внутренней жизнью. Такое возможно только в юности. Но в наложении цоевской лирики на наши дни чувствуется подмена. У сегодняшних студентов другие гуру, и та жизнь, о которой пел Цой, канула в прошлое.
25 очков
3. «Огни притона», Александр Гордон
Сценарий – 6.
Режиссура – 5.
Актерская игра – 7.
Картинка – 5.
Эмоции: интересно наблюдать за красавицей Оксаной Фандерой, иногда смешно – когда в речи персонажей проблескивают одесские выражения.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: с точки зрения драматургии и режиссуры фильм скромный. Он похож на сборник актерских «выходов», и среди них таки попадаются яркие работы. Оксана Фандера продемонстрировала тут настоящую актерскую зрелость, глубину и в то же время великолепную форму. Хороши в ролях второго плана украинские мастера Богдан Ступка и Ада Роговцева. Несмотря на неумелость сценария, материал-то колоритный, одесский (фильм снят по прозе отца режиссера, одессита Гарри Гордона), и попадаются в картине такие пассажи, ради которых можно многое простить («Фира, погляди, разве это курица?! Это Майя Плисецкая!»).
23 очка
4. «Бой с тенью-3», Алексей Сидоров
Сценарий – 3.
Режиссура – 5.
Актерская игра – 7.
Картинка – 6.
Эмоции: любопытство; интересно, как еще могут извернуться производители франшизы, чтобы продолжать приключения героев и не останавливать налаженный конвейер.
Конъюнктурность: низкая (хотя как посмотреть: тут все вертится вокруг боксерского ринга┘).
Кратко: эта часть саги посвящена трудному периоду жизни боксера Артема Колчина (впрочем, когда у него бывали легкие периоды?..). Он уже оставил ринг и, как это бывает со многими вчерашними чемпионами, чувствует опустошение, пускается в нездоровые развлечения. Герой оступился, но не оставлять же его в клоаке. Он вынужден ввязаться в новый бой – с непобедимым доселе филиппинцем Куэрте. История многажды отработана во всевозможных фильмах о боксерах и рестлерах.
21 очко
5. «Сумерки. Сага. Рассвет». Часть 1, Билл Кондон
Сценарий – 3.
Режиссура – 5.
Актерская игра – 5.
Картинка – 7.
Эмоции: см. пункт «эмоции» в части фильма «Бой с тенью-3».
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: авторы четвертой части «сумеречной франшизы», кажется, так и не справились с растерянностью: какие еще способы избрать для нагнетания страха? В итоге основные силы ушли на последовательное уродование героини Кристен Стюарт – молодой жены вампира, вынашивающей вампиренка и теряющей при этом красоту.
20 очков