В рамках Второго тбилисского фестиваля российского кино, организованного Международным фондом искусств и межкультурного диалога в партнерстве с продюсерским центром «Кинопроцесс», отметили двадцатипятилетний юбилей легендарного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Премию имени Софико Чиаурели «За вклад в киноискусство», учрежденный организаторами фестиваля, получили двое – актер Автандил Махарадзе и оператор картины Михаил Агранович.
«Объяснение в любви – вещь хорошая. Полезная. Веками Грузия объяснялась в любви России, Россия – Грузии. Среди них были замечательные люди – такие, как Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Пастернак┘ Эту эстафету можно продолжать до бесконечности. И я рад, что прекрасная миссия говорить друг другу: «Я люблю тебя!» по-прежнему актуальна!» - сказал на открытии фестиваля сценарист, кинорежиссер, педагог Ираклий Квирикадзе.
Очередной Тбилисский фестиваль российского кино оставил горьковатое послевкусие. Но одновременно он в какой-то степени стал прорывом в восприятии сегодняшнего российского кино грузинскими зрителями. Фестивальная программа была тщательно подготовлена, подобрана и включала лучшие художественные и документальные картины, уже получившие международное признание.
«В фестивальном деле важно, чтобы возникла привычка публики к определенным ориентирам. А наши рубрики являются именно такими ориентирами, - считает сопродюсер и программный директор фестиваля Вячеслав Шмыров. - Поэтому мы сохранили с прошлогоднего фестиваля рубрику «Фестивальный мейнстрим», в которой были представлены наиболее яркие картины, отмеченные на различных фестивалях за последние годы. В 2010-м мы проводили ретроспективу фильмов Сергея Соловьева, а в этом познакомили зрителей с творчеством Павла Лунгина – сам режиссер представил свои картины. В будущем году намерены организовать ретроспективный показ картин Александра Сокурова┘ Были представлены и документальные фильмы. Прошлогодняя программа неигрового кино не имела особого успеха. Это были, если так можно выразиться, фильмы про жизнь – кстати, тоже «фестивально» востребованные. Наверное, зрителям не очень интересно смотреть про несчастную жизнь других, в то время как они сами не очень счастливы. И в этом году мы пошли по другому пути - представили цикл портретов известных деятелей культуры, творчество которых может быть интересно, по крайней мере, интеллигентному зрителю. Среди них – Отар Иоселиани, Александр Кайдановский, Александр Вознесенский┘ Мы исключили анимацию, но это совсем не значит, что мы не будем показывать ее в будущем. Нужно устраивать показы и приглашать наиболее известных российских аниматоров. Мы уже начали переговоры с Юрием Норштейном┘ Вероятно, его приезд состоится в 2012 году».
- Среди картин, представленных на фестивале, немало фильмов режиссеров, скажем так, грузинского происхождения. Это сделано намеренно?
- Так сложилось, что в последние годы именно Дмитрий Мамулия, Бакур Бакурадзе, Николай Хомерики признаны мастерами кинематографа нового поколения. Так что грех было не воспользоваться их фамилиями. Но парадокс в том, что приезд на родину не является для них чем-то эксклюзивным, и поэтому те же Бакурадзе и Мамулия нашли для себя более важные дела и в Тбилиси не приехали. Мы имеем дело с поколением, у которого нет опыта всесоюзного общения кинематографистов, когда проводились всевозможные семинары, творческие встречи, союзные фестивали. Для старшего поколения за словом «Тбилиси» стоит легенда. И многие мэтры – такие, как Владимир Меньшов и Андрей Смирнов, уже сделали заявку на участие в фестивале будущего года. А вот молодые кинематографисты, пришедшие в кино после 1991 года, большого интернационального опыта не имеют. Тем не менее, для многих из них, особенно тех, кто вырос в кинематографической семье, все-таки существует миф о Грузии. В прошлом году сюда приехал Валерий Тодоровский, отказавшийся от поездки в Нью-Йорк, а в этом – Андрей Прошкин┘ В то же время мы имеем дело с совершенно новым опытом, другими стереотипами молодых режиссеров, которые привыкли ездить по всему миру. Для них Грузия – всего лишь одна из стран. Тем не менее тот, кто приезжает сюда, покидает Грузию с чувством этой удивительной легенды.
- Далеко не всегда залы кинотеатра «Руставели», где проходил показ картин, были переполнены┘
- Мне кажется, не просто решить эту проблему силами одного кинотеатра «Руставели», где проходил показ фестивальных картин. И потом, наверное, влияет и неблагоприятный политический фон. Так, в этом году мы даже отказались от проведения пресс-конференции – в отличие от прошлого. Деятели культуры, которые приехали тогда в Тбилиси во главе с президентом фестиваля Эльдаром Рязановым, чувствовали, что выполняют важную миссию. Поэтому все было в высшей степени серьезно и ответственно. Но решение о пресс-конференции принимаю не я. Не мне здесь оставаться, жить и работать, а людям, которые проявили благородство и взяли на себя смелость проводить такие культурные акции. На днях мы встретимся с продюсерами фестиваля Константином Лузиньяном-Рижинашвили и Гией Базгадзе и проанализируем все наши ошибки и недоработки. Что касается политического фона, то я его не ощущаю. Косые взгляды, «кривые» вопросы, колкости, крупные и мелкие факторы, которые отравляли бы жизнь нашим участникам, - всего этого не было и в помине. Никто из гостей не скажет, что испытал в Тбилиси даже малейший дискомфорт. В любом случае приятно, что в залах много молодежи, для которой русский язык уже является проблемой. Строго говоря, фестивали предназначены не только для русскоязычной аудитории, но и для другой части молодежи, которая, возможно, настроена прозападно или прогорузински. Тут наверняка существует широкий спектр позиций┘. Что касается финансовой стороны, то никакой фестиваль не окупается без господдержки. А в данном случае ее быть не может. И не предполагается. Привлечение российских денег в данном контексте будет воспринято крайне негативно. Хотя было бы неплохо, если хотя бы половина зала была бы выкуплена какой-то конкретной организацией, чтобы хоть часть публики имела возможность прийти на киносеанс бесплатно. Ведь кинотеатр не может быть не только сферой тотальной информации, но и сферой покрытия всех убытков и расходов, выполняя при этом какую-то политическую задачу. При том, что обращаться к русским деньгам нельзя.
- Установка фестиваля – полная независимость от официальных структур?
- У меня такое чувство, что обе официальные стороны поддержали бы фестиваль, просто у них нет для этого никаких правовых оснований. Если бы существовала хоть какая-то сфера сотрудничества между Россией и Грузией, если бы работал протокол по обмену деятелями культуры, выставками, спектаклями, то в этих рамках что-то происходило бы. Но мы уже довольно долгое время находимся на точке замерзания. К сожалению. Сегодня, к сожалению, нет единой территории и для нашего совместного творчества. Допустим, решили бы сегодня русские сделать с грузинами совместную картину. Этому бы помешали не только какие-то политические обстоятельства, но и отсутствие общих тем, проблем и даже представлений о будущем. Так что и тут есть своя сложность.
- Ощущали ли вы интерес к фестивалю со стороны грузинских кинематографистов?
- Существуют традиционные дружеские связи – так, в Тбилиси приехал Вадим Абдрашитов. Меня удивляет, что мы не увидели на фестивале некоторых мастеров грузинского кино, которых ожидали увидеть. На открытии фестиваля выступил режиссер Эльдар Шенгелая. Однако Союз кинематографистов Грузии не предложил нам встречу на своей территории. Но, думаю, что здесь нужно искать не столько политическую, сколько возрастную проблему┘