Слава ленты «Драйв» достигла России задолго до премьеры. На приз за лучшую режиссуру в Каннах претендовало много известных режиссеров, а получил награду – земляк Ларса фон Триера, датчанин Николас Виндинг Рефн. Автор трилогии «Бандюганы», байопика о боксере «Бронсон» и фантастического фильма о немом скандинаве – «Вальгалла: Сага о викинге». Режиссер, который воспевает маскулинность во времена подростков-волшебников.
«Драйв» - это экранизация одноименной книги Джеймса Саллиса. Главный герой (Райан Гослинг) – безымянный и молчаливый гонщик в мире криминала. Почти викинг среди бандюганов. Он работает каскадером и автомехаником, но изредка подрабатывает водителем у бандитов во время их ночных операций.
Стилистика фильма, как и сюжет, - родом из восьмидесятых. Трудно удержаться от сравнения с «Таксистом» Мартина Скорсезе, где ветеран вьетнамской войны Трейвис Бикл (Роберт Де Ниро) борется с негодяями. Герой Райана Гослинга ни с кем не борется и не защищает ничьи интересы, только свои. Его прошлое - загадка, он неразговорчив. Николас Виндинг Рефн обнаруживает некоторую привязанность к нуару - еще одной примете прошлого. В «Драйве» есть и роковые женщины: тихая блондинка Ирина (Кэри Маллиган) и рыжеволосая, любящая риск Бланш (Кристина Хендрикс).
Рефн апеллирует к истории мирового кинематографа подобно тому, как Квентин Тарантино к малоизвестным фильмам серии «Б» и американским сериалам. При этом, как и вышеупомянутый Триер, Рефн далек от героев своих фильмов. Если Триер лечит кинолентами фобии, то Рефн, очевидно, восполняет недостаток маскулинности в окружающем его мире. В лучших традициях режиссеров новейшей истории. Герой Райана Гослинга творит насилие, превращая одним выстрелом голову противника в кровавую кашу. Жестокости в «Драйве» немного, но её смакуют в кадре – почти всегда избиение или убийство показано живописно, в рапиде.
Несмотря на динамичность эпизодов погони, «Драйв» выглядит немного устаревшим. Каннская награда в данном случае кажется данью прошлому. Жюри главного фестиваля мира уже второй год подряд поощряет такие фильмы. В 2010-м за картину «Турне» Матье Амальрик получил режиссерский приз. «Турне» - история о стриптиз-группе, колесящей по дорогам Франции. При просмотре картины нельзя не вспомнить фильмы Феллини, старое французском кино. Возможно, если жюри награждает тех, кто возрождает забытые приемы, то новаторы недостаточно новы?