Жанна Болотова не заигрывает с новой кинореальностью.
Жанна Болотова – одна из многочисленных учениц Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Эти двое, если уж брали к себе на курс, вели человека по жизни – учили, воспитывали и, что особенно примечательно, обеспечивали гарантированный киностарт. В своих фильмах Герасимов каждого подавал, раскрывал, пусть в маленькой роли, но засвечивал индивидуальность молодого актера. С такой «ярмарки» начинались многие звездные судьбы.
Жанна Болотова пришла во ВГИК, уже имея за плечами роль в важном оттепельном фильме Сегеля и Кулиджанова «Дом, в котором я живу». Снималась в нем еще школьницей, бок о бок с кумирами тех лет Михаилом Ульяновым и Евгением Матвеевым. Большеглазая девочка запомнилась зрителям и профессионалам. В 1962-м, учась во ВГИКе, Болотова снялась в первом своем герасимовском фильме «Люди и звери», потом были работы в «Журналисте» и картине «Любить человека». На том же вгиковском курсе учился и Николай Губенко, за которого Жанна Болотова вышла замуж раз и навсегда. Наверное, лучшие свои роли Болотова сыграла именно у него, в фильмах «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь». Их союз, и творческий, и семейный, – пример удивительно гармоничного совпадения. И дело тут не только и не столько в общей профессиональной школе. Они люди с незыблемыми убеждениями относительно того, как все должно быть устроено на земле. Цельные натуры. Болотова, например, исчезла с глаз зрителей не потому, что не предлагали ролей. Просто перестроечное кино ей оказалось неблизко – ни эстетически, ни идеологически. «Чувствуем, что Родина ушла» – так называлось одно из интервью Губенко и Болотовой последних лет, и в этой фразе, пожалуй, полно выражено все их ощущение окружающей жизни.
С середины 80-х актриса не снималась, сделав исключение лишь для Алексея Балабанова в случае фильма «Жмурки». В этой черной комедии она сыграла преподавательницу, рассказывающую студентам об эпохе первоначального накопления капитала. Жизнь Жанны Андреевны протекает размеренно и осмысленно, в ней нет места суетливым попыткам заигрывать с новой кинореальностью. Она ведет дом, много читает. «В конце концов, когда-то нужно выполнить свой долг перед моим мужчиной. Нужно, чтобы ему хотелось идти домой», – мудро замечает она в том же интервью. И в этом – удивительная внутренняя свобода от актерского страха быть забытой, невостребованной. А это, кстати, Жанне Болотовой и не грозит. Картины с ее участием (и благодаря ее участию) вошли в золотой фонд отечественного кино. Был у нее и опыт работы в «совместном проекте»: вместе с Николаем Губенко они снимались в 1968 году в советско-болгарском фильме «Первый курьер». Болотова играла революционерку Конкордию, а Губенко – Яшу-Барончика.