Закончился сентябрь, и мы снова подводим «итоги». Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. «Кожа, в которой я живу», Педро Альмодовар
Сценарий – 7
Режиссура – 9
Актерская игра – 7
Картинка – 8
Эмоции: фильм держит в напряжении, даже если знать главную интригу легшего в его основу романа.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: фильм получился более даже захватывающим, чем роман Тьерри Жонке «Тарантул», послуживший ему основой. На самом деле из книги Педро Альмодовар позаимствовал немного, и в стилистике испанского режиссера сюжет заиграл новыми красками.
31 очко.
2. «Каденции», Иван Савельев
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 9
Картинка – 9
Эмоции: ощущение непрерывного пульса мегаполиса.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: это дебют в кинорежиссуре молодого театрального драматурга Ивана Савельева, когда-то – первого лауреата премии «Антибукер» за лучшую пьесу. Картина изысканная, тонкая, но это как раз тот случай, когда где тонко, там и рвется. Каждой из пяти героинь посвящено по отдельному фрагменту фильма, но новеллами эти части не назовешь – нет, собственно, сюжетов, есть некие импрессионистские, настроенческие наброски к портретам разных жительниц большого города-спрута. Есть настроение, атмосфера, но как раз драматургия несколько невнятна.
29 очков.
3. «Джейн Эйр», Кэри Фукунага
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 7
Картинка – 5
Эмоции: интерес вызывает не столько сам фильм, сколько интрига: что дальше сделает молодой режиссер Фукунага?
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: многократно экранизированный роман Шарлотты Бронте в руках Кэри Фукунага не заиграл новыми красками. Сюжет упрощен, и оттого некоторые поступки главной героини кажутся немотивированными. Зато актерский дуэт Фассбендер–Васиковска неплох.
23 очка.
4. «Профессионал», Гари Маккендри
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 7
Картинка – 5
Эмоции: легкое раздражение вследствие сюжетной перенасыщенности и откровенной клишированности любовной линии.
Конъюнктурность: достаточно высокая.
Кратко: фильм снят по скандальному роману Ранульфа Файнса, приоткрывающему изнанку военной операции британских ВВС в Омане. В представлении авторов романа и фильма наш мир прошит нитями коррупции, руководят всем некие кукловоды, из-за их слепой жажды наживы люди гибнут за металл. Догадка, может, и небеспочвенная, но преподнесена она так, будто это открытие. К тому же жанр картины то и дело сбоит, превращаясь из политического детектива в боевик, из боевика в мелодраму.
23 очка.
5. «Пять невест», Карен Оганесян
Сценарий – 3
Режиссура – 3
Актерская игра – 4
Картинка – 6
Эмоции: неловкость за создателей фильма, поскольку трудно принять легкость, граничащую с пошлостью, в описании первых послевоенных дней 1945 года.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: коллектив сценаристов сочинил, а молодой режиссер снял водевиль о советском летчике, который послан боевыми товарищами в тыл на поиски невест – вырваться на сутки из закрытого гарнизона выпало только ему, а без жен маются все пятеро. Зачем понадобился для этого каскада любовных приключений именно такой исторический фон – весна–лето 1945-го, остается загадкой. Разве что так легче оправдать легкомысленность заочных невест: мужик после войны – дефицит. Бери, не глядя.
18 очков.