Вот как бывает...
Кадр из фильма «Беременный»
В течение сентября граждане подтягиваются с дач и курортов в город. Об их досуге тут уже вовсю пекутся деятели кинопроката. Курс прежний – на развлечение. Можно погоготать над анекдотом про мужика, который залетел и ходит теперь с пузом. Желающим чего-нибудь не столь утробного – детектив про удалого адвоката, с погонями и перестрелками. Скучать не придется. Задумываться тоже.
Уже которую неделю Дмитрий Дюжев, схватившись за большой живот, жалобно смотрит на нас с билбордов и постеров. Рядом примостился Михаил Галустян, этот талисман империи КВН, обросшей в последние годы колониями в виде целых сегментов телевидения и кино. Реклама агрессивная и удивительно действенная. Вспомним, кто пользовался в старину на ярмарках наибольшим успехом? Правильно, бородатая женщина и шутник Петрушка. Так вот мужик на сносях и вертлявый Галустян – это наследники по прямой тех балаганных звезд. Века проходят, а архетипы народной культуры в основе своей неизменны. И лучшие представители киноконъюнктуры создавали хиты, пользуясь этим законом человеческой природы. Но и к конъюнктуре надо иметь талант. Создатели же фильма «Беременный», похоже, выше таких категорий. Есть талант, нет таланта – какая разница? Есть бабки и связи – значит, можно снимать кино.
Когда смотришь фильм, сработанный 26-летним режиссером Сариком Андреасяном, не покидает ощущение, что перед тобой спрессованные номера КВН или скетчи из тех телепередач, что делаются силами все тех же кавээнщиков. Никто тут даже не заморачивается тем, чтобы как-то поизящнее растворить в сюжете «выходы» народных любимцев – того же Галустяна, Вилле Хаапасало. Кажется, что вот-вот зазвучит «смех в студии» и раздадутся закадровые аплодисменты. Даже микрофон чудится в центре композиции. К нему то пара карикатурных гомосексуалистов выйдет, то бывшая солистка группы «ВИА ГРА» (барышня играет бездетную жену забеременевшего телеведущего). Покривляется ее экранный супруг Дмитрий Дюжев, держась за спину и выкатив живот. Ну и без пародии на президента, специалиста по айфонам, тоже не обошлось. С завидной регулярностью в кадре появляются бутылки с коньяком определенной марки, в фильм включены эпизоды с ведущими популярного радио, осуществившего поддержку картины, появится даже один из руководителей прокатной сети «Каро-фильм». Такое вот ассорти, которое худо-бедно прокатило бы 1 января по телевизору. Чего только не скормишь похмельному новогоднему народу. Называть же «Беременного» фильмом и приглашать на него людей в кинотеатры несколько нескромно. Но скромность и бизнес часто несовместны.
«Рейдер» снят по одноименному роману популярного адвоката, телеведущего Павла Астахова. В составе продюсеров значится его супруга, а режиссер картины Всеволод Аравин обмолвился как-то на фестивале в Выборге, что работал по заказу и в утверждении, например, исполнителя на роль главного героя не был до конца свободен. Понятно, почему герой подбирался столь тщательно. Надо думать, он своего рода альтер эго автора литературного первоисточника. Молодого, удачливого адвоката Павлова сыграл в итоге Егор Бероев. Вышел Павлов настоящим суперменом, обаяшкой – ну просто Джеймс Бонд, непотопляемый «агент 007». Он ввязывается в опасное дело и по пути не только сыплет цитатами из УК, но и лихо гоняет свой «Бентли», прыгает с крыш и круч, дерется, аки лев. Наличие «Бентли» и роскошной квартиры, кстати, отнюдь не отдалило Павлова от народа. Можно даже сказать, что проблемы государства российского – его проблемы. В том, как описано противостояние Павлова рейдерскому спруту, чувствуется детальное знание подобных опасных процессов. И тем явственнее и наивнее желание слепить образ адвоката Дубровского. На достоверное изображение коррупции и криминального беспредела накладывается вдруг сказка о ловком воине, красавце и любимце женщин.
На фестивале в Выборге, куда попал «Рейдер» довольно случайно, жаловался на судьбу актер Виталий Хаев. В фильме Аравина отведена ему очередная роль злодея – коварного и засекреченного рейдера экстра-класса. Наши режиссеры удивительно однообразно используют фактуру актера. «Раз ты лысый, значит, играть можешь только бандитов – так они рассуждают┘ – рассказывал Хаев. – И вот, когда мне стукнуло 45, я задумался: а что ж мне своим детям-то показать?..» Очередную покорительницу, девушку-мечту сыграла в «Рейдере» самая, пожалуй, востребованная наша актриса Екатерина Вилкова. Редко какой фильм сегодня обходится без ее участия, но практически нет оригинальных, интересных ролей в этой однообразной череде. В маленькой роли строгой провинциальной судьи задействована Валентина Талызина, и эпизоды с ее участием врезаются в память. Вот она, школа, – на таком малом отрезке создать точный образ.