Конкурс нынешнего «Кинотавра» как никогда широко распахнул свои двери перед кино коммерческим, или по крайней мере к таковому тяготеющим. Среди прочих подобных картин оказался в нем и фильм Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили «Без мужчин». Наград в Сочи они не снискали, и теперь их детище вынесено на суд того, ради кого, собственно, и создавалось, – зрителя отечественных кинотеатров.
Любопытно, что в последнее время все чаще появляются в нашем кино полнометражные фильмы, чьи сюжеты были бы неплохими основами для короткометражек. Хороших историй катастрофически мало, и если таковая родится, за нее хватаются, особо не задумываясь – хватит ли ее хотя бы на полтора часа экранного времени, не испарится ли ее прелесть в процессе вынужденного растягивания. Вот и в основе фильма «Без мужчин» неплохой ход, способный заинтриговать зрителя минут на тридцать.
Две женщины вынуждены коротать ночь в ожидании, когда их рейс отправят в пункт назначения. Ту, что постарше, ждет по прилете разоренное гнездо – недавно муж ушел после десятилетий совместной жизни. А молоденькая, напротив, летит к возлюбленному, который готов встречать ее с цветами у трапа. Она влюблена и трещит о достоинствах своего избранника без умолку. Которая постарше – шипит, как ей и положено: про то, что все «они» одинаковы, сначала стихи и звезды, потом, глядишь, пошел налево. К утру у обеих синхронно родится подозрение, что их головы заняты одним и тем же мужчиной – есть серьезные совпадения в образах мужа-обидчика и великовозрастного жениха. Тут бы и поставить точку. Но нет, фильм влачится дальше, сменяют друг друга вымученные сцены бабских разборок, за одним финалом следует второй, наклевывается третий┘ И все это довольно неискусное заполнение пустоты, ведь того, кто в итоге встречал женщин в аэропорту, мы так и не увидим – значит, фильм и вправду закончился задолго до финальных титров.
Несмотря на камерные возможности для такой истории (а тут как нарочно кинокритики, проводящие эти дни на фестивале в Венеции, все как один отчитались о том, как хорошо бывает запереть четырех хороших актеров в одной комнате – на примере нового фильма Романа Полански!), «Без мужчин» – довольно густонаселенная картина, есть в ней неплохие камео популярных персон. Героини ведь сбегают из аэроотеля и проводят ночь в беспрерывном движении по Москве, на их извилистом пути кто только не возникает. Туповатый лейтенант милиции в обличье Антона Шагина, массажист в исполнении Сергея Газарова. Охваченные ревностью и подозрениями, женщины даже вломятся в гостиничный номер и обнаружат там вместо своего мужчины любовников в исполнении Михаила Пореченкова и Анны Михалковой – привет картине Дуни Смирновой «Связь», где эти двое в свое время уже предавались незаконной любви в интерьерах отеля. Но это все – попутчики, держаться-то все в задуманной конструкции должно, конечно же, на дуэте главных героинь, а вышел он неравноценным. Надежда Михалкова, которой отдана роль влюбленной девицы, может, и была в процессе съемок музой для своего супруга Резо Гигинеишвили, но большой экран беспощадно проявляет отсутствие не то что темперамента, но даже энергии, не говоря уж о нехватке ремесла, навыков владения голосом, органичного существования в кадре. Все это еще резче проступает в контрасте с профессионалкой Верой Воронковой.
Аэропорт – один из самых любимых кинематографистами объектов, и авторы фильма «Без мужчин» сполна отдали долг традиции. В геометрических, залитых ярким искусственным светом пространствах героини знакомятся и туда же возвращаются после безумного ночного турне по столице. Когда историю надо размазать, как кашу по тарелке, незаменимы пробеги по длинным стеклянным анфиладам, подъемы на змеистых эскалаторах, виды на стоянку красавцев-лайнеров. А уж сортир, сверкающий белизной кафельной плитки, хромом кранов и дверных ручек, надо думать, вообще мечта оператора и художника – такая строгость композиции, лаконизм гаммы. Именно там, на фоне запертых кабинок – с одной стороны и множащих отражения зеркал – с другой, происходит дуэль двух женщин на грани нервного срыва. Эффектное зрелище. Смысла и содержания, правда, не прибавляющее, скорее наоборот, усугубляющее бессмыслицу. Но такова уж сегодня участь многих авторов – камуфлировать разного рода фокусами скудость драматургии, дефицит смыслов.