В этом году Венецианский фестиваль будет помимо всего прочего отличаться от своих братьев-конкурентов – Берлина и Канн – тем, что не даст повода для любимой песни российских журналистов на вечную тему «Почему нас опять сюда не взяли?».
После тяжелой и продолжительной паузы в присутствии российского кино в венецианском конкурсе наше кино наконец-то попало в заветный список конкурсантов: Александр Сокуров приедет на остров Лидо с четвертой частью своей тетралогии о власти – «Фаустом» по мотивам произведений Гете и Томаса Манна. Но это еще не все. Впервые на открытии покажут российский фильм – это будет документальная лента Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». Правда, фестиваль будет открываться не только Косаковским, но и новой картиной Джорджа Клуни «Мартовские иды», рассказывающей о безобразиях, творящихся на американских выборах. Освоив профессию режиссера, Клуни принялся снимать супердобротное, но необычайно скучное кино о политических схватках. Всякий его фильм вызывает неподдельное уважение и такую же неподдельную грусть – какой артист пропадает!
Оба наших режиссера не покладая рук доделывают свои картины, чтобы успеть в срок. У Сокурова даже случился незапланированный перерыв – весной скоропостижно кончились деньги, и производство застыло. Продюсер Андрей Сигле бросился в Фонд кино, там пообещали, но, как водится у нас теперь с социально незначимым кино, тянули до сего момента. В результате денег дали, правда, гораздо меньше, чем было нужно, – одновременно с Сокуровым на деньги претендовал социально сильнозначимый проект – фильм про август 2008-го, Цхинвал и войну. Нетрудно догадаться, кому поспешили дать львиную долю господдержки.
Но худо-бедно, подсобрав частных денег, Сокуров со товарищи осилил «Фауста» и теперь отправляется с ним охотиться на «Золотого льва».
Чтобы сразу закончить про российское кино в венецианской лагуне, отметим еще короткометражку младшего Алексея Германа «Из Токио», где снялись Чулпан Хаматова, Ксения Кутепова, Олег Долин и Мераб Нинидзе. Кроме того, в программу «Авторские дни» едет фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках» – несколько запутанная драма о метаниях богатой дамы в поисках истинного, а в программу «Горизонты» приглашен авангардный «Бирмингемский треугольник» Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана.
Программа нынешней Мостры (так неофициально называют итальянцы Венецианский фестиваль), по крайней мере на первый взгляд, радует куда больше Канн, не говоря уж о Берлине. И дело даже не в том, что тут «звезда с звездою говорит», – все равно больше звезд, чем Канны, не соберет ни один фестиваль. Но Венецианский фестиваль, которым руководит знаменитый и любимый всеми Марко Мюллер, по части радикального кино и разброса вкуса и стилей обгоняет все киносмотры.
В фестивале участвуют такие маститые и знаменитые, как Дэвид Кроненберг («Опасный метод»), Роман Полански («Бог резни»), Тодд Солондз («Темная лошадка»). Привезет свой новый режиссерский опыт Мадонна (он будет показан вне конкурса) – фильм «М.Ы» о брате того самого короля Георга, которого изобразил в оскароносном фильме Колин Ферт.
Всего же отборочная комиссия Венецианского фестиваля отсмотрела 5208 фильмов, из которых 2511 полнометражных игровых лент. В прошлом году отборочной комиссии пришлось выбирать из 4200 фильмов.
Венеция