Муки отца...
Кадр из фильма «Хочу как ты»
За последние 10 лет разные режиссеры, разные фильмы время от времени заставляли своих персонажей фантастическим образом меняться телами. Обычно кинематографисты старались устроить еще войну полов, переселяя мальчика в девочку и т.д., чтобы побольше похохотать. В комедии «Хочу как ты», которая 1 сентября выходит на российские киноэкраны, создатели оригинальничают и устраивают обмен бренным телом между двумя мужчинами-друзьями.
Сюжетная традиция исследовать какую-либо острую проблему через фантастический прием гротескного переселения душ из одной телесной оболочки в другую восходит к античности. С тех пор литература, а потом и принявший эстафетную палочку кинематограф с переменным успехом заставляют своих героев переживать подобные экзистенции. Будь то читатель или зритель – коллизия, несмотря на некоторую условность, интригует и легко находит отклик. Если рассказчику достает таланта и мастерства, то с готовностью поддаешься приятному искушению – примерить абсурдную ситуацию на себя, тем более что ни при чтении книги, ни при кинопросмотре терять-то (кроме своего личного времени) особенно нечего.
Действительно, вопрос в таланте и мастерстве. Не требуя в обязательном порядке от коммерческой комедии первого, хочется хотя бы надеяться на второе. Потому что видели уже «Мальчика в девочке» (2006) и пресловутую отечественную франшизу «Любовь-Морковь 1, 2, 3» (2007, 2008, 2010), ожидаем «Мужа и жену» (2012). Чем бы нас еще таким удивить? Как завлечь?
Очевидно, создатели очередного фильма про обмен телами все-таки взяли себе за труд поразмыслить над этим. Посему в «Хочу как ты» нет привычного уже полового противопоставления, на сей раз мена гомогенная – между двумя старинными друзьями, крайне непохожими друг на друга как внешне, так и внутренне. На том и строят свою новую комедию сценаристы пошумевшего «Мальчишника в Вегасе» Джон Лукас и Скотт Мур вместе с режиссером Дэвидом Добкиным – на мужском дуэте из Джейсона Бейтмана и Райана Рейнольдса, который должен быть смешным и искрометным. Искру в самом деле кое-где удается высечь. Но не в начале. Первые полчаса, когда нам объясняют преамбулу про закостенелую семейность одного и закоренелую холостячность другого, ой как скучны и совсем не клеятся, будто исполнителям не хватает веры в сюжет.
Позже их вера крепнет. Они увлеченно разыгрывают диалоги, иногда остроумные, а иногда совсем похабные, и ситуации, то симпатично-курьезные, то начиненные туалетным юмором. И наблюдая за героями, не то чтобы проникаешься тем, как один сложно обживается в чужом семейном быту, а второй вкушает прелести неожиданного холостячества, скорее мысленно возвращаешься к вопросу мастерства. Снова удивляешься, что даже в самой проходной голливудской комедии есть живые персонажи и куски, которые смотрятся живо. Чего зачастую не хватает нашему кинематографу.
А фильму «Хочу как ты» не хватает другого. Нет, не политкорректности. Хотя он не скрывает ксенофобии, находя и национальный, и религиозный повод. Достается евреям, достается католикам, точнее – католичкам. Нет, просто это озвученное желание – «Хочу как ты» – мелковато и пустовато. Особенно вкупе с финалом, где не придумано ничего лучше, чем высказать перефразированную мудрость – мол, своя жизнь, она и к телу своему поближе будет.