Закончился август, и мы снова подводим «итоги». Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. Под ветвями боярышника, Чжан Имоу
Сценарий – 8
Режиссура – 9
Актерская игра – 8
Картинка – 9
Эмоции: грустно – так бывает, когда смотришь старый фотоальбом.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: китайский режиссер, больше известный яркими постановками, которые часто спекулируют на экспортной привлекательности восточной культуры и нередко уходят в китч, неожиданно снял ретромелодраму в классической форме. И классичность здесь не отзывается скукой, медлительность не приводит в уныние, а лишь добавляет остроты и трагизма в отображенное на экране прошлое.
34 очка
2. Один День, Лоне Шерфиг
Сценарий – 8
Режиссура – 7
Актерская игра – 7
Картинка – 8
Эмоции: трогательно, хорошо, что не чересчур приторно.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: мелодрама датчанки Лоне Шерфиг, снятая по одноименному роману-бестселлеру, проводит зрителя сквозь плотный поток времени, заставляя вместе с героями Энн Хэтэуэй и Джима Стёрджесса прожить двадцать лет, начиная со встречи 15 июля в 1988 году. Как афиша фильма осторожно перерабатывает фотографию Робера Дуано со знаменитым поцелуем, так и сам фильм бережно обращается с законами жанра, не впадая в вязкую сентиментальность.
30 очков
3. Далеко по соседству, Сэм Гарбарски
Сценарий – 7
Режиссура – 7
Актерская игра – 6
Картинка – 7
Эмоции: скучновато – от того, что слишком технично?
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: режиссер выбирает верный способ заручиться вниманием зрителя, конструируя свой фильм из воспоминаний детства. Литературной основой тут служит японская манга, где уже досконально проработаны основные визуальные образы – остается только взять и перенести их на экран, что Гарбарски и делает. Упрекнуть его можно лишь в чрезмерной методичности, от нее становится тягостно.
27 очков
4. Страшно красив, Даниэль Барнц
Сценарий – 6
Режиссура – 7
Актерская игра – 6
Картинка – 7
Эмоции: страшно раздражает примитивизация сказочных сюжетов.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: фильм, помещая классический сюжет «Красавицы и Чудовища» в интерьеры современного Нью-Йорка, забывает добавить своим персонажам убедительности. Все они до крайности функциональны. Он должен обидеть ведьму, она – его заколдовать, превратив в монстра, далее нужна девушка, которая влюбится и расколдует, и так на протяжении 86 минут. Зато оператор старается, да и роман, который лег в основу, вполне читабельный.
26 очков
5. Спящая красавица, Джулия Ли
Сценарий – 6
Режиссура – 6
Актерская игра – 6
Картинка – 6
Эмоции: неприятно, когда на красоте откровенно спекулируют.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: австралийка Джулия Ли в своей дебютной работе хочет всего и сразу – рассказать социально значимую историю (про нелегкую судьбу студентки в большом дорогом мегаполисе) и поскандалить, смешав психоанализ с откровенной, режущей глаз обнаженкой. Выходит не очень убедительно. Фильм от режиссерского стремления прыгнуть выше головы просто разваливается, так и не успев оформиться в нечто более или менее целостное.
24 очка