Каждый персонаж представлен вот таким рисунком.
Кадр из фильма
В 1986 году на советские киноэкраны вышел «проблемный» фильм о молодежи «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса. 25 лет спустя Григорий Шугаев и Давид Ройтберг сняли аналогичную документальную историю о тех, кому этот вопрос можно адресовать в 2011 году. Новая картина – это серия интервью, зарисовок, которые описывают жизнь молодых людей сегодня.
Герои фильма часто противопоставляются: первый верит в Бога, второй нет, один хочет идти в армию, но не годен, другой годен, но не хочет. В картине то сходятся два одинаковых взгляда на какой-то вопрос, то сталкиваются два противоположных. И отвечают – кто сдержанно, кто, наоборот, очень открыто, рассказывая практически всю свою жизнь. Хотя во многом на мир «персонажи» смотрят похоже: отличается форма, но суть одна. Просто один читает рэп, другой увлекается косплеем (костюмированная «игра» в персонажа книги или фильма), а третий пытается овладеть паркуром (искусство преодоления препятствий при помощи прыжков и других приемов).
«Легко ли быть молодым?» – фильм-слепок с реальности. В нем показаны характеры и характерные черты людей, населяющих повседневность. Герои картины индивидуальны, но каждый похож на кого-то. Их можно встретить на улицах, в учебных заведениях. Это своего рода типажи. Картина показывает сегодняшнюю молодежь, чтобы она увидела себя со стороны. А вместе с ней увидят себя и создатели фильма, их сверстники. Это не конфликт поколений, а диалог, в котором озвучены разные взгляды на мир.
Каждая «глава», история одного из героев, заканчивается статистическим фактом. Сколько парней «откосило от армии», сколько минут в среднем молодой человек уделяет на разговор с каждым членом семьи. Цифры пытаются вводить в интервью – в вопросы: насколько процентов ты эгоист? И здесь интересы расходятся: у нового поколения есть желание жить свободно, без обманчивых данных статистики, без лишних иллюзий, но с пониманием, что «одиночество – современная проблема». Но вот любопытно – в камерном диалоге один на один все участники фильма интересно рассуждают. Где только эта обстоятельность в реальной жизни?
Из многоголосья постепенно рождается картина – срез поколения: от скинхеда до ученика духовной семинарии. Всех их что-то объединяет. Это общее ищет в строках Бориса Пастернака первокурсница филфака МГУ Аня: «Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти». И в них звучит даже не грусть, в них угадывается печальная привычка, стремление отгородиться от окружающего мира. Тут уже впору вспомнить одну из песен Виктора Цоя: «Я один, но это не значит, что я одинок».