Экстремального экстаза не получилось.
Кадр из фильма «Секс и Дзен»
33-й Московский Международный кинофестиваль неспешно движется к своему завершению, не особо балуя хорошим кино в конкурсных программах. Зато радуя другими сюрпризами, не всегда приятными.
Столичный киносмотр отсчитывает последние дни. Не трудно объяснить сильно разнящееся качество фильмов-участников программы «Перспективы», где мы смотрим дебютный игровой полный метр. Гораздо труднее объяснить крайнюю неровность претендентов на главный приз в основном конкурсе. Например, плохо сделанная франко-испанская «Эскалация» по пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» (вспомните фильм Эльдара Рязанова). Понятно, что исполнительница главной роли Кармен Маура везде смотрится убедительно, но остальные персонажи доверия не вызывают – играют плохо. Кадр безвкусен. Вдобавок ко всему минут на 20, а то и больше, вовсе исчезли русские субтитры, и это в фильме на 80 минут. Возмущение зала разбивается об ответ, с которым не поспоришь: «Да-да, мы все знаем». Получается, идешь на фестиваль, обязательно прихвати с собой багаж английского. Англоязычные титры, к счастью, всегда на месте.
Да-да, господа, учите иностранные языки. Попомните эти слова, когда отправитесь наслаждаться классикой в программе «1675 километров итальянского кино». В понедельник вечером показывали «Смех Джойи» на отреставрированной копии. Перевод транслировался в наушники. Озвучивала какая-то бойкая девочка. Наушники очень скоро захотелось снять, уж больно нехороши фразы: «Какая тебе разница на Италию?» или «Сейчас дам стаканом на голову». К счастью, так дело с переводом обстоит не повсеместно. Слушаешь на пресс-конференциях, как переводит Алексей Медведев, и ухо радуется. Аглицкие гости в его исполнении получаются гораздо красноречивее и говорят цветистее, чем на родном языке.
Организаторы ММКФ не упускают случая подчеркнуть, что, мол, фестиваль класса А. Сравнивая с опытом других международных смотров, никак не согласишься. Продолжая тему недоделок и недостатков┘ Какой фестиваль, пекущийся о своей репутации, позволит себе так надолго задерживать начало сеансов? Или еще прецедент. Заявили показ гонконгского порнофильма в 3D («Секс и Дзен: экстремальный экстаз»), создали ажиотаж, билеты куплены, зритель настроился на ночную клубничку. На родине фильм бьет рекорды сборов, оставляя позади «Аватара». И что же у нас? У нас показывают копию в формате Playboy, где нет особых излишеств. Правильно, скажем порнографии «нет» и покромсаем ее, хорошо порежем, поиграем в целомудренность. В нее не играют на Каннском фестивале, между прочим. Там на кинорынке была секция фильмов для взрослых, разгуливали актрисы, серьезно и деловито рассуждающие о тонкостях мастерства. А мы, видимо, еще стесняемся.
Зато все в порядке с ретроспективой легендарного венгерского режиссера Белы Тарра в кинотеатре «Пионер». Там начинают вовремя, переводят хорошо, титры видны, но по большой части это заслуга не фестиваля, а команды кинотеатра, которая последние полгода всячески уговаривала известного кинематографиста привезти свои фильмы в Москву.