На всю программу – одна полнометражная картина.
Кадр из фильма «Три богатыря и Шамаханская царица»
Каждый год на ММКФ зрителей стараются удивить чем-то новым. «Основная особенность этого фестиваля в том, что он проводится в эпоху перемен», – подчеркивает директор программ Кирилл Разлогов. Как оказалось, перемены коснулись только взрослых зрителей. Детей предпочитают радовать в традиционном русле. Впрочем, это тоже своего рода новшество.
В неконкурсную программу анимации для юных зрителей вошли, конечно же, новые мультфильмы. Но, во-первых, только наши. Во-вторых, сделанные в рисованной или пластилиновой техниках – вопреки модной нынче тенденции делать ставку на масштабные анимационные картины, выполненные с помощью трехмерной компьютерной графики. Зазор между этими направлениями все больше усиливается: эстетика фильмов, приближенных к компьютерным игрушкам, практически поглотила аудиторию – и детскую, и даже взрослую. Настолько, что знаменитые аниматоры заговорили об этом как о социологической проблеме. Режиссер Гарри Бардин, например, затрагивал эту тему в интервью «НГ». Так что анимационная программа ММКФ только на первый взгляд архаична; в своем стремлении поддержать «старый добрый мультик» она, напротив, смотрит в будущее.
Если ММКФ открылся многобюджетным блокбастером «Трансформеры-3», то анимация стартовала короткометражками в Малом зале. Закроется тоже серией коротких мультфильмов. Единственный полный метр на всю программу – новая красочная эпопея от питерской студии «Мельница» «Три богатыря и Шамаханская царица».
Художественной изощренностью стремятся удивить только сами создатели мультфильмов. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, в котором уже не первый год пребывает наша анимация, картины продолжают сниматься. Их стало меньше, многие проекты так и остались замороженными, но все же те, что героически дошли до экрана, по-прежнему радуют качеством. Причем в нынешнюю программу анимации вошло много серьезных авторских работ. Среди них коммерческие оказались в меньшинстве.
Самое ожидаемое – популярные «Смешарики» – новая серия «Непрощенный». Это история о том, как Крош решил помогать своему другу и заодно воспитывать самого себя.
Остальное – приятный сюрприз. Например, «Дедушкин валенок» выполнен в черно-белой манере, напоминающей мультфильмы Норштейна. А сам Юрий Борисович выступает здесь в не совсем обычном для себя качестве. Он не режиссер, а соавтор сценария и читает закадровый текст. Постановщик Октябрина Потапова, известная до этого полнометражным мультфильмом «Новые приключения Бабки Ежки» и медитативной якутской сказкой «Однажды», теперь обратилась к творчеству Пришвина. В этом не известном детям рассказе речь идет о дедушке, который оставил о себе добрую память не только своими делами, но и валенками...
«Домашний романс» Ирины Литманович – уютная зарисовка из жизни в уже далекие советские времена. Она удивительно нежно и тонко цепляет за живое: взрослым приятно (или неприятно?) вспоминать, а детям интересно смотреть на то, чего они никогда не видели: попытки тайком поймать «Голос Америки», очередь за колбасой.
В норвежской сказке «Кто в доме хозяин» слушаешь героев и как будто бы не понимаешь. Но на самом деле их язык лишь стилизован под иностранный. И это тот случай, когда не возникает трудностей перевода. Необычное явление в программе – «Девочка, которая порезала пальчик» – призер знаменитого фестиваля в Суздале. Оригинальность этого пластилинового мультфильма по мотивам эскимосских сказок способны оценить скорее взрослые, чем дети. В истории множество метафор о сотворении мира в представлении северных народов. Особое обаяние придает голос Николая Дроздова: «Великанша ловит девочку не ради пищевой необходимости».