Подготовка к открытию. Пока нет Дворца фестиваля, открываются в «Пушкинском».
Фото Людмилы Михэеску (НГ-фото)
Сегодня вечером в 33-й раз в Москве начинается международный киносмотр. Торжественная церемония открытия по традиции пройдет в киноконцертном зале «Пушкинский». Фестиваль продлится до 2 июля, и откроется он с небывалым размахом – мировой премьерой голливудского блокбастера «Трансформеры 3: темная сторона луны».
Для кинолюбителей сегодня последний тихий день перед полуторанедельным фестивальным забегом. Есть еще время подумать и в который уже раз проштудировать программу, отметив для себя заслуживающие внимания фильмы.
Отборщики и в этом году стараются работать на всеохват. Основной конкурс, о нем мы подробно писали в «НГ» 6 июня, предлагает полюбоваться пестрым кино, прибывшим, по большому счету, с Европейского континента. Разнообразие тем и ракурсов подхватывает параллельная конкурсная программа «Перспективы», которая, как правило, не менее, а зачастую и более интересна, чем главная (главное жюри возглавила актриса Джеральдина Чаплин). Тут географические рамки уходят далеко за пределы владений старушки Европы. Южная Корея («Секреты, предметы» Ли Ён Ми), США («Степи» Роба Нильссона), Ливан («Улица Ювелена» Мунира Маасри). Россию в «Перспективах» представляет Андрей Богатырев со своим полнометражным игровым дебютом «БАгИ».
Вообще 33-й ММКФ собирается вдоволь накормить зрителя отечественными фильмами (устроив настоящую проверку на качество?) в программе «Новое русское кино». Сюда вошли 24 картины. Некоторые из них были представлены на недавнем «Кинотавре»: открывавшая сочинский смотр черная комедия Авдотьи Смирновой «Два дня», лучший дебют фестиваля – комедия Константина Буслова «Бабло», картина Алисы Хмельницкой и Резо Гигиниешвили «Без мужчин», кинодебют Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого «Мой папа Барышников». Другие нам знакомы по прокатному году: «Generation П» Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина, постмодернистский эксперимент «Самка» Григория Константинопольского, простоватая комедия Левана Габриадзе «Выкрутасы» с Милой Йовович и Константином Хабенским и др.
Не обходится нынешний Московский кинофестиваль и без итальянского элемента, что ни в коем случае не случайно – сейчас идет перекрестный Год России в Италии и Италии в России. Итальянскому кино отведены две программы, которые устраивают между собой любопытную перекличку – диалог прошлого и настоящего, в известной степени замахнувшегося уже и на будущее. С одной стороны, нам предлагают «1675 километров итальянского кино», где теснят друг друга ставшие давно известными имена: Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи, Роберто Росселлини. С другой стороны, представляют «Итальянское кино сегодня», которое позволяет увидеть, кем озвучен, означен и населен кинематограф Италии сегодня: Джанни Ди Грегорио, Серджио Кастеллито, Марко Белоккио, Марио Моничелли, Джон Туртурро.
Одно из самых замечательных событий нынешнего ММКФ – первая в России ретроспектива легендарного венгерского режиссера Белы Тарра. Его кинематографическая манера отличается выраженным своеобразием, экран тут будто бы перестает быть только окном в другие миры, к чему мы давно привыкли. В его руках экран то приобретает особенную плотность, то становится разреженным, как горный воздух, от которого затрудняется дыхание, но который дает вещам особо четкие очертания.
Другой сюрприз – в этом году первый раз за всю историю Московского международного кинофестиваля в конкурсную программу вошли документальные фильмы. Это весьма логично – внеконкурсная документальная программа ММКФ «Свободная мысль», существующая с 2006 года, является одним из самых сильных разделов фестиваля.
Однако это не единственное новшество. 24 июня в рамках ММКФ впервые пройдет Международный форум финансирования киноиндустрии. Сюда приезжают известные продюсеры (Лоренцо Ди Бонавентура, Крис Карлинг, Марк Фолиньo, Билл Лишак, Леонард Гловински и др.), чтобы обсудить новые стратегии финансирования кинематографа, организацию сотрудничества с международными компаниями, дистрибуцию.
Есть и еще сюрпризы. Например, показ порнофильма в формате 3D («Секс и Дзен»). Но о них мы еще расскажем.