В Сочи Авдотья Смирнова приехала с сыном.
Фото РИА Новости
В Сочи открылся 22-й по счету фестиваль «Кинотавр». Выбор на открытие фильма, снятого в жанре трагикомедии, тут же подталкивает к выводам: думается, именно этот жанр – трагикомедия – сегодня наиболее точно отражает нашу действительность, чего не скажешь о самой картине.
Главных действующих лиц в новой картине Авдотьи Смирновой сыграли не просто известные, но знаковые для нашего времени артисты: Ксения Раппопорт и Федор Бондарчук. После «Юрьева дня» Раппопорт еще раз играет хрупкую, но сильную духом интеллигентку, страдающую в грязи, нищете и несправедливости современной русской провинции, а ее партнер – роль, которая, как представляется, успешно дается ему в жизни, – человека, близкого к власти, удачливого и довольного собой.
Петр Дроздов, высокопоставленный чиновник из Москвы, приезжает в провинциальный музей-усадьбу классика русской литературы по просьбе губернатора области, который хочет отнять у музея земельные владения. Фанатично преданные своему делу и забытому всеми классику Петру Сергеевичу Щегловитову музейные работники объявляют войну захватчикам. Поначалу Дроздов поддерживает бандюгу-губернатора, но знакомство с литературоведом Машей, работающей в музее... Дальнейшее предсказуемо, хотя и малоубедительно. Особенно если представить себе героя, которого Федор Бондарчук играет почти без грима.
А сама церемония шла по заведенной традиции: «звездная дорожка» (ей не помешал почти тропический ливень), где толпящиеся под зонтиками сочинцы приветствовали звезд отечественного кинематографа, известных и не очень режиссеров и продюсеров, и по доброте души старались не обделить аплодисментами совсем уж мало кому известных критиков, журналистов и просто гостей фестиваля. Далее, как положено, – открытие фестиваля, которое на сей раз представляло собой не просто выступления официальных лиц, перемежающиеся концертными номерами, а целое сюжетное действо с двумя героями. Настоящий – сценарист, режиссер, актер Андрей Смирнов, который получил почетный приз «За честь и достоинство», и вымышленный – в исполнении Ивана Охлобыстина, который олицетворял собой «отечественное кино, его биологическое эго». Уточним: он представлял продюсера, который во время съемок пьет транквилизаторы, а после – антидепрессанты, режиссера, который помнит лучшие времена, прокатчика, который воспринимает зрителей как динозавров, и зрителя, который грозится забыть всех к чертовой матери, поскольку сценарии похожи между собой, актеры в картинах одни и те же, а потому требует спецэффектов. Все произнесенное справедливо, как и то, что Иван Охлобыстин замечательный артист, – но даже это не ново, как и все в его монологе.
Жюри основного конкурса возглавил знаменитый режиссер и сценарист Александр Миндадзе. На этот раз в конкурсной программе киносмотра 14 картин. Устанавливается традиция: «Кинотавр» и на этот раз держит курс на дебюты. Из 14 картин основного конкурса – семь дебютов. «Бабло» – режиссерский дебют продюсера Константина Буслова, «Без мужчин» – первый полнометражный фильм Алисы Хмельницкой, который она сняла вместе с Резо Гигинеишвили. «Безразличие» – картина, что называется, трудной судьбы – первый игровой фильм Олега Флянгольца, который он начал снимать 20 лет тому назад, не закончил и возвратился к нему в 2011 году (кстати сказать, в картине мы вновь повстречаемся с Федором Бондарчуком, помолодевшим на 20 лет). Фильм «Летит» – дебют в полнометражном игровом кино Сергея Швыдкого и Фауда Ибрагимбекова. «Мой папа Барышников» – полнометражный режиссерский дебют Дмитрия Поволоцкого, «Портрет в сумерках» – дебютный фильм сценаристки Ангелины Никоновой. Наконец, «Суходол» – полнометражный дебют Александры Стреляной по рассказу Ивана Бунина. Фестиваль встречает и прежних своих героев: в 2008 году на «Кинотавре» был отмечен фильм Игоря Волошина «Нирвана», а «Шультес» Бакура Бакурадзе взял Гран-при, теперь Волошин приехал с картиной «Бедуин», а Бакур Бакурадзе привез «Охотника». Дебют Романа Каримова «Неадекватные люди» совсем недавно собрал несколько призов в Выборге, свою новую работу «Вдребезги» Каримов представил на «Кинотавр». Старшее поколение представляет мэтр отечественной документалистики Виталий Манский, который снова участвует в конкурсной программе «Кинотавра» с единственной документальной картиной «Родина или смерть».
Состоится продюсерский питчинг, на участие в котором было подано около 90 заявок. Питчинг перестал восприниматься как удел исключительно неоперившихся юнцов. Участниками этого года стали признанные и состоявшиеся мастера, среди которых – Андрей Хржановский с фильмом «Нос».
Сочи