Фестивали стран, принадлежащих к одному региону, заставляют задуматься о взаимоотношениях между искусством и географическими условиями. Влияет ли климат на личность, творческую манеру, стиль? Существует ли, к примеру, твердый «нордический» характер – или это лишь легенда? По крайней мере, на протяжении тех семи дней, покуда длился Второй кинофестиваль стран Арктики «Северное сияние», сомнений не возникало: фильмы – один за другим – рассказывали о сильных характерах, выросших под небом Севера.
Очень символично, что Мурманской фестиваль начинается с первой весной. В этих широтах она задерживается до конца мая – деревья только зазеленели, бывает, что по утрам падают снежинки, а в сопках над бухтой белеют островки снега. Море, скалы, фьорды. Совсем рядом Норвегия. Дальше Исландия с ее водопадами. И все же эта природа не собирается тебя баловать и нежить, она словно призывает каждого собраться с духом, стать молчаливым, скупым на жесты и выражения чувств. Это не значит, что северяне холодны или флегматичны, просто страсти порой спрятаны под толщей льда. Несколько фильмов, увиденных один за другим, дают представление о скандинавском кинематографе, вырисовывается его коллективный, семейный портрет, в котором явственно просматриваются черты, унаследованные от Ибсена и Стриндберга. И заметно на этом групповом портрете присутствие еще одного дальнего родственника – Достоевского.
Сегодняшнее фестивальное скандинавское кино – это крепко сработанные психологические драмы, с остро поставленными моральными проблемами. Похоже, кинематограф унаследовал от классической русской и скандинавской литературы стремление пристально наблюдать за тем, как в людских сердцах «дьявол с Богом борются». Вот, к примеру, датский фильм «Месть» режиссера Сюзанны Биер. Эта картина уже завоевала «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм, а здесь, в Мурманске, получила приз зрительских симпатий, к тому же два юных актера – Вилльям Йенк Нильсен и Маркус Рюгорд – разделили между собой приз за лучшую мужскую роль. Фильм говорит о детских душах, раненых злом и несправедливостью окружающего мира. Они бунтуют, борются, пытаются разрешить все проблемы силовым путем, ссорятся и мирятся с родителями. Их боль, сила их протеста заставляют вспомнить Илюшу Снегирева из «Мальчиков» Достоевского. Героя фильма, Кристиана, – суровую и гордую натуру – хочется назвать прямым его наследником. Авторы картины рассказывают вневременную историю, действие которой можно было бы перенести, скажем, в девятнадцатый век, и ничего бы не изменилось.
К такой же универсальности тяготеет и история, поведанная в фильме норвежца Ханса Петера Моланда «Довольно добрый человек» (приз за лучшую режиссуру). Награду на фестивале также получил оператор фильма Филипп Огаард. Герой фильма, вышедший из тюрьмы, похоже, действительно добр, но в силу обстоятельств снова и снова становится убийцей┘ Картина повествует о трагическом обесценивании человеческой жизни, о том, как тонка грань, отделяющего простого доброго малого от безжалостного преступника. Здесь представлен целый ряд великолепных актерских работ, каждая из которых была бы достойна отдельной награды, если бы это позволяли рамки фестиваля.
И еще одна история о самом главном – о жизни и смерти – в картине исландского режиссера Фридрика Тора Фридрикссона «Мама Гого». Если «Довольно добрый человек» повествует о социальных проблемах, то «Мама Гого» – о вопросах, которые во все века оставались без ответа: о горькой необходимости расставания, о невозможности смириться с жестоким законом природы. Приз за лучшую женскую роль получила замечательная актриса Кристберг Кьелд, не побоявшаяся сыграть болезнь и смерть, и выполнившая свою задачу с удивительным благородством и достоинством.
Главный приз получил фильм Алексея Федорченко «Овсянки», уже приобретший немалую известность, пользующийся немалым успехом на международных кинофорумах. На английский язык его название перевели как «Безмолвные души». И это вписывалось в концепцию «северного характера», его страстей, затаенных под покровом обыденности.