Председатель жюри с лучшими исполнителями мужской и женской ролей.
Фото Reuters
В воскресенье вечером в Каннах прошла церемония вручения призов. Сюрпризы если и были, то не глобального масштаба.
Когда следишь за ходом церемонии в Каннах, любопытство по поводу грядущего объявления лауреатов притупляется. Его оттесняет напористая торжественность. Она напирает соцветием красок, чье смешение в обычной жизни показалось бы безвкусным: ярко-желтый уложен рядом с розовым и простеган прожилками зеленого. Это – сцена, фон, куда по мере объявления победителей врезаются яркие кляксы женских платьев, превращая происходящее в какофонию цвета.
Однако перейдем к лаврам. Ожидания не обманулись. «Золотая пальмовая ветвь» досталась классику – Терренсу Малику за кинополотно «Дерево жизни», роман воспитания, где история взросления одного человека разбегается кругами на поверхности океана, растворяясь во вселенной. Малик экспериментирует с киноязыком, чтобы максимально размыть повествовательные контуры.
Гран-при поделили между турком Нури Бильге Джейланом – за триллер «Однажды в Анатолии» (о том, как полиция и преступник ищут труп), и братьями Дарденнами – за «Мальчика с велосипедом» (драму про ребенка, от которого отказался отец). Для всех троих это не первый приз в Каннах.
Неожиданной оказалась награда за лучшую режиссуру. Ее присудили датчанину Николасу Виндингу Рефну за фильм «Драйв» – своеобразный ремейк фантастического триллера Майкла Андерсена «Бегство Логана» (1976). Режиссер играет с мерой жестокости, максимально ее увеличивая, чтобы рассказать о каскадере, подрабатывающем водителем у гангстеров. Идея фильма принадлежит исполнившему главную роль Райану Гослингу, и именно он подбирал режиссера.
Приз за лучший сценарий получил фильм «Примечание» израильтянина Йозефа Седара. Это трагикомедия, замешанная на филологии: отец и сын, исследователи Торы, соперничают в попытке получить правительственную премию. Сценарий на самом деле достойный, но по форме фильм слишком вычурный.
Приз за лучшую женскую роль вручили Кирстен Данст за работу в апокалиптически настроенном фильме Ларса фон Триера «Меланхолия». Приз вручили, видимо, еще и как компенсацию за изрядный моральный ущерб: на пресс-конференции, где Триер объявил себя нацистом, Данст бледнела и краснела.
За лучшую мужскую роль премировали француза Жана Дюжардена. Он сыграл у Мишеля Азанавичуса в «Актере» звезду немого кино, не желающую идти в ногу со временем. Практически бессловесная картина представляет собой добротную стилизацию и в отношении визуальной составляющей, и в плане сюжета.
Фильму «Палиция» французской актрисы и режиссера Майвенн достался Приз жюри. Здесь говорится о работе отдела по борьбе с насилием в отношении детей. В манере снимать угадывается желание сделать докуфикцию, однако фильм иногда съезжает в откровенную и неуместную мелодраматичность.
Международная ассоциация кинокритиков FIPRESCI отметила ленту финского режиссера Аки Каурисмяки «Гавр», подкупающую человечностью, что не всегда свойственно участникам-конкурсантам.