0
2893
Газета Кино Интернет-версия

17.05.2011 00:00:00

В поисках расцвеченного времени

Виталий Нуриев

Об авторе: Виталий Нуриев, Канны

Тэги: кино, фестиваль, канны


кино, фестиваль, канны Любовно обустроенный парижский бордель образца 1899 года. В фильме Бертрана Бонелло «Аполлонида. Воспоминания о доме терпимости» он окрашен в цвета с полотен импрессионистов.
Кадр из фильма

Продолжаются киноторжества, каждый вечер собирая на набережной Круазетт толпы зевак. А толпы журналистов рассредоточиваются по кинозалам, и просмотренные фильмы складываются в причудливый рисунок, как стеклышки в детском калейдоскопе.

Несмотря на меркантилизм, свойственный курортным городкам – он проявляется в желании заработать на приезжих, – Каннам не чужда романтика. Она читается в названиях. «Кафе у Римского моста». Юридическая контора «Прекрасный возраст». Лакокрасочная мастерская «Цвет времени».

Фильмы на кинофестивале тоже в порыве неожиданной солидарности обнаруживают желание раскрасить время, найти цвета и формы, открывающие дверь в прошлое или прикрепляющие к настоящему. Попытки поймать цветообозначение времени разнообразны. Игры в колоризацию, как в случае с давним фильмом Жоржа Мельеса «Путешествие на луну» – его восстанавливали буквально из пыли. Или идущие дальше упражнения в изощренной стилизации, как у Мишеля Азанавичуса, чей «Актер» показали в воскресенье в основном конкурсе. Здесь время черно-белое и молчаливое, отсылающее к эпохе немого кино, уводящее в 1927 год. Главный герой, известный голливудский актер (в исполнении Жана Дюжардена), отказывается принять начало эпохи говорения то ли из гордости, то ли из неприятия собственного голоса. И слава быстро сходит на нет. Азанавичус проявляет очевидную начитанность-насмотренность, не отходя от заданного канона.

То же бережное отношение к реконструкции в фильме Бертрана Бонелло «Аполлонида. Воспоминания о доме терпимости». В любовно обустроенный парижский бордель мы попадаем в 1899 году. Цветовая гамма, конструкция кадра и образы явно заимствуются с полотен импрессионистов. Соответствующие костюмы. Тщательный подбор актрис. Видимо, опасаясь превратить фильм в очередной, хотя и красивый, опус о нелегкой доле куртизанок, Бонелло идет на ухищрения. Он начинает историю с происшествия: одну из женщин изуродовали, превратив буквально в «ту, которая смеется». На протяжении фильма камера возвращается к этой «улыбке», в том числе и чтобы встряхнуть зрителя. Затем, когда ритм все равно сбивается, у Бонелло новое развлечение – разделять экран на четыре части и показывать происходящее в разных комнатах, как на мониторе у охранника, или вставлять музыку из 1960-х, превращая костюмированную драму в постмодернистское нечто.

Сложнее выстраиваются отношения со временем, шагающие через плотную череду флешбэков. Они не сводятся к монохромной и цветной статике одного периода, но пытаются охватить по меньшей мере два, растягивая действие между прошлым и настоящим. Натягивая с такой силой, что оно прорывается в местах, где истончилось от боли, страха или тоски. Так происходит у Линн Рэмси в драме «Нам надо поговорить о Кевине». Героиня Тильды Суинтон оглядывается назад, чтобы понять, где и что упущено, почему ее сын устроил в школе бойню, заодно расправившись с отцом и сестрой. Провалы в прошлое настолько спаяны со скачками в настоящее, что иногда разделить две временные линии можно лишь благодаря длине волос Суинтон. Иногда кажется, режиссер очень увлекается оригинальной формой, организовывая визуальную пульсацию на экране, и в сюжетном отношении съезжает в поучительность.

Еще красивее система закольцованного времени у Шона Деркина в фильме «Марта Марси Мэй Марлен» – про девушку, сбежавшую из секты. Его флешбэки не сильно разнятся по цветовому решению, намеренно стирая грань между той реальностью и этой, между параноидальными сновидениями и явью. И расстояние по времени не такое большое – всего два года. Тем сложнее задача. Разницу позволяет передать актерский талант исполнительницы главной роли Элизабет Олсен – на ее лице читаются все изменения, насаждаемые временем. Временем, цвет которому подобрать трудно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3897
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2935
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2399

Другие новости