0
1859
Газета Кино Интернет-версия

16.05.2011 00:00:00

Препарируя человечность

Тэги: кино, фестиваль, канны


кино, фестиваль, канны Изнанка, а вернее лицевая сторона жизни в новом фильме Ким Ки-Дука.
Кадр из фильма «Ариранг»

64-й Международный Каннский фестиваль вошел в фазу, когда в программе дебютантов теснят мастера, кто оправдывая, а кто не совсем – ожидания, связанные с громким именем и определенным, индивидуально означенным качеством кинематографа.

В Каннах, улучив минутку, а то и полчаса, полезно отвлечься от экранных бдений и сумеречной тишины кинозалов, где тысячи глаз завороженно ловят каждое движение героя, где официальная заставка фестиваля с каждым сеансом все больше превращается в какой-то даже личный фетиш. Сродни стимулу, который когда-то прославил Павлова и который моментально нацеливает тебя на восприятие фильма. Так вот, чтобы уединенно поразмышлять, идешь прочь от сумятицы Круазетт в сторону маленьких улочек, плетущих свою паутину чуть поодаль. Там город больше не ищет пологой колониальной плавности и резко взлетает вверх, заставляя петлять среди лабиринта кривых переходов. Взобравшись на верхотуру, наглотавшись тишины, смотришь. Положение сверху преображает многоуровневую городскую эклектику и дает особый ракурс.

В фестивальном киноландшафте тон особице задает Гас Ван Сент. Его фильм «Не сдавайся» открыл программу «Особый взгляд». Режиссер подает зрителю историю подростковой любви, помещая ее в развертку не нашего времени, удаляя из кадра признаки современности как нечто, несомненно, лишнее. Эта любовь растет от необычного саженца – от очарования смертью. Знакомятся девочка и мальчик на панихиде. Он ходит на похороны незнакомых людей, становится у гроба, смотрит. Он недавно похоронил родителей и сам несколько мгновений находился по ту сторону жизни. У нее рак мозга, ей осталось три месяца. «За три месяца можно успеть кучу всего». И они успевают. Вместе. Ван Сент им в помощь. С его необыкновенным вниманием к выгодным ракурсам, чутьем на подростковую красоту (главные роли в фильме исполняют Миа Васиковска и Генри Хоппер), с выраженным цветовым вкусом и умением подобрать подходящего оператора (Харрис Савидес). Получается сентиментально. Его сентиментальность кому-то покажется совсем не вансентовской, ее нет в «Слоне», нет в «Параноид парке», вместе с тем она тщательно отфильтрована и очищена от пошлости.

Не так четко работает фильтр в фильме Ким Ки-Дука «Ариранг». Хотя как знать. Всемирно известный корейский режиссер снова пускается в размышления по поводу человеческой природы. Но на сей раз он обходится сугубо своими силами, сам исполняет три роли – кроме него в кадре бывает только кот. Сам снимает, сам монтирует, пользуя новые возможности цифровых технологий. И на протяжении более чем полутора часов беседует с собой не переставая о своем творческом кризисе. В беседе слышны отчаяние, издевка, насмешка (над кем?), вина. Он исповедуется – вспоминает, как на съемках предыдущего фильма «Мечта» актриса чуть не удавилась и ему было плохо, страшно. Вспоминает, как предали два ближайших соратника, и, будто бы повторяя первый урок из самоучителя по психоанализу, говорит, что травма мешает ему снимать. А новый фильм – это одновременно и практически документальная фиксация его сегодняшнего бытия в холодном уединении среди гор, и эксперимент с новыми формами кино, когда шероховатость и небрежность, медлительность и избитость можно трактовать как намерение и стилевое своеобразие.

С тем и приходишь к бельгийцам Дарденнам и их «Мальчику с велосипедом», ожидая чего-то качественно однородного, художественно целого. Отчасти не обманываешься. Фильм про 12-летнего мальчишку, которого папа сдал в сиротский приют, пообещав забрать через месяц, продолжает выскребывать из человеческой души то темное, что там ютится в количествах гораздо больших, чем себе представляешь. На очень простом поведенческом сценарии, грубовато подстроив туда подростковую потребность в сильной фигуре отца, с не менее грубыми, выбивающими тебя из действия музыкальными вставками, братья-режиссеры конструируют фильм, который держит в напряжении. Они повсюду развешивают «ружья», но не каждое выстреливает. Что и удивляет, и радует – благодушием, Дарденнам обычно не свойственным.

Канны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1847
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3845
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2887
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2359

Другие новости