Дебют в игровом кинематографе режиссера-документалиста Сергея Лозницы «Счастье мое» - мрачная, близкая к документальному воспроизведению жизни картина. В таких произведениях, а фильм Лозницы можно назвать произведением, обычно острые углы смягчаются. Не так остро и не так явно схожие социальные проблемы поставлены у Хантера-Томпсона в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», больше глянца и игровых элементов в «Таксисте» Мартина Скорсезе. А «Счастье мое» ставит вопрос ребром, Лозница без мягкости стремится показать «обратную сторону Луны».
За последние несколько лет граница между игровым и документальным кино стала менее четкой. Фильмы Валерии Гай-Германики (сериал «Школа», «Все умрут, а я останусь») или режиссерские опыты Павла Костомарова (оператор «Прогулки» и «Как я провел этим летом») не просто показывают, «как в жизни», - они стараются в жизнь проникнуть и ее запечатлеть. Новый фильм Костомарова «Я тебя люблю» - отчасти снят самими героями, то есть является смесью игрового и документального кино. «Счастье мое» попадает в это русло и находит своих почитателей: на XXI фестивале «Кинотавр» в прошлом году фильм получил и приз за лучшую режиссуру, и приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон».
Первоначальный замысел, история любви, претерпел здесь изменения – в результате получился близкий к документалистике фильм. Сюжет «Счастья моего» напоминает зарисовку из жизни, но под масками знакомых социальных ролей, построек и предметов скрываются мифологические образы. В начале фильма главный герой – водитель-дальнобойщик Георгий (Виктор Немец) – пересекает границу, которую охраняет пост ГАИ. И дальше его вниманию предстают, фигурально выражаясь, круги Ада, границу которого он преодолевает в сопровождении Харона – ветерана войны. Тот рассказывает о своем бесславном возвращении из Берлина: на фоне общего триумфа его буквально обкрадывает советский офицер на границе. Старик теряет конфискованные у фашистов дорогие вещи, платье для жены, а офицер, по особой, не прописанной законом справедливости, - жизнь.
Мир «Счастья моего», его круги Ада, населяют нечистые на руку блюстители порядка, ночные бабочки, воры, убийцы, похотливые жительницы деревень и многие другие, вполне реальные персонажи. Погрузившись практически на самое дно, Георгий получает по голове – умирает, опять же фигурально. После «воскрешения» главный герой несет ту справедливость, которую окружающие его люди заслужили. У добра появляются кулаки и, если понадобится, огнестрельное оружие. Мрачный и молчаливый, заросший неровной бородой Георгий больше напоминает Ангела Ада – демона или, на худой конец, члена одноименной байкерской группировки. С приближением неумолимой развязки фильм становится все мрачнее и темнее – не в последнюю очередь благодаря тому, что Георгий сеет свое возмездие в глухой тишине.
В тишине проходит весь фестивальный кинематограф на территории бывшего СССР: награды на международных фестивалях, закрытые показы и, если повезет, - ограниченный прокат. На фоне более безобидных картин судьба фильма Лозницы воистину счастливая. Ведь на экране показаны не просто болячки общества, а старательно загримированные шрамы (в частности, этому посвящены сцены о Великой Отечественной войне). В то же время картина «Счастье мое» вряд ли станет откровением для многих жителей России и стран СНГ. Что их, возможно, удивит, так это сосредоточенность на одной темной стороне жизни. Может быть, заставит задуматься по животному справедливый финал. И, вероятно, перефразируя классика, кто-то для себя решит: «Если это игровое кино, то я в такие игры не играю».