– Вы дикие?
– Мы вольные.
Этот диалог Гадкого утенка и Дикого гуся мог бы стать слоганом последнего фильма Гарри Бардина «Гадкий утенок», завершающего анимационную программу фестиваля «Литература и кино». Трудно сказать, на какую аудиторию – детскую или взрослую – рассчитана его новая работа. Скорее всего, дети увидят в ней историю о том, что нет ничего дурного в том, чтобы быть не таким, как все. А взрослые – множество всяческих аллюзий. Увидят много до боли знакомых черточек в параде, который принимает старый Индюк. Вздохнут о том, что быть вольной птицей может не всякий – за свободу подчас приходится платить, и очень дорого. Бардин сознается в том, что вложил этот хрестоматийный образ немало собственных черт (не в обиду будь сказано, между режиссером и героем есть даже некое портретное сходство).
Нельзя не признать, что анимационная программа фестиваля оказалась особенно сильной: в ней были представлены и изысканная страшная сказка «Со вечора дождик» (по «Русалке» А.Н.Толстого, режиссер Валентин Ольшванг), и весьма эксцентричное, пародийное, вызывающее в памяти и Хармса, и Пелевина, жизнеописание русского классика «Свободный человек Лев Толстой» (режиссер Михаил Лисовой). Особняком стоит поэтичная «Метель» Марии Муат (по пушкинской повести): изящное изобразительное решение призвано сохранить очарование старины и дух романтизма, а неожиданно появляющийся образ огромной черной кошки придает фильму мистический налет.
В конкурсе игрового кино русская классическая литература была представлена экранизациями Чехова («Анюта» режиссера Марии Морозовой, «Иванов» Вадима Дубровицкого), Толстого («Много ли человеку земли нужно» казахского режиссера Миргалыма Есиркепова), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы» Александры Ерофеевой).
В биографическом жанре создан фильм «Три женщины Достоевского». Режиссер Евгений Ташков – живая легенда отечественного кинематографа, и на этот раз вышел к зрителю с работой благородной и сдержанной. В центре картины – человек в поисках личного счастья, в фильме это история камерная, лирическая, авторы не заставляют классика скорбно рассуждать на экране о судьбах России, а все личные моменты решены в стиле девятнадцатого века, когда интимные подробности жизни не всегда обсуждались даже в письмах и дневниках. Андрей Ташков органично и одновременно деликатно играет Достоевского в повседневной жизни – человека застенчивого, доверчивого, иногда беспомощного.
Были в афише и фильмы по книгам современных писателей – «В стиле jazz» Станислава Говорухина (по пьесе Ксении Степанычевой), «Волки» Александра Колбышева (по повести Александра Чекменева), «Тихая застава» Сергая Маховикова (по повести Валерия Поволяева). Последняя – в русле возвращающегося в последние годы интереса к военной теме, которая дает возможность испытывать героев в «пограничных» ситуациях. Впрочем, отечественная история предоставляет и в мирное время немало поводов для того, чтобы проверить чьи-либо те или другие качества перед лицом смерти. «Волки» описывают трагическую историю, основанную на реальных событиях 1953 года. Можно подумать, что фильм в очередной раз разоблачает КГБ и советскую систему, но режиссер настаивает на том, что он, прежде всего, говорит о добром и злом началах в человеческой душе. Тут удалось ещё выдержать определенный «строгий» стиль, напоминающий о советском черно-белом кино. «Тихая застава», повествующая о военных действиях в Таджикистане, проиграла в том, что ее авторы не удержались от использования ряда сценарных клише (мудрый старик, невинный младенец на войне и т.д.). А Говорухин, который на протяжении многих лет был приверженцем разнообразных острых и болезненных тем, судя по новой картине, сегодня предпочитает разбираться в тонких перипетиях любовных чувств своих персонажей. А, может быть, это самая мудрая позиция? Что может быть более вечным и актуальным, чем разговор о странностях любви?