0
1311
Газета Кино Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Инвентаризация времени

Тэги: москва, гараж, премьера, часы, время, эксперимент


москва, гараж, премьера, часы, время, эксперимент Все часы в одних «Часах».
Фото с официального сайта ЦСК «Гараж»

Уже больше 140 часов в Москве, в центре современной культуры «Гараж», крутят всемирно известный видеопроект американского художника и композитора Кристиана Марклея «Часы» – эксперимент по насильственному скрещиванию времени и пространства на киноэкране. Работа демонстрируется в России в первый раз.

Представьте себе. Вы явно опоздали, осторожно пробираетесь сквозь темноту кинозала, видите мерцающий экран, на котором уже вовсю идет фильм, падаете на уютный диванчик – в предвкушении того забвения, того временного отказа от вашей реальности, что обычно сулит поход в кино. И присматриваетесь к происходящему на экране.

Там тут же обозначается время. Мы видим часы – настенные, наручные, башенные, по большей части вписанные в круглый циферблат, где время отмеряется по законам арабской или римской цифири. Время обозначено, и ты понимаешь, что нужно бы насторожиться. Зачем-то это дано. Значит, точно опоздал, и до твоего прихода экран успел вместить событие, которое уже осталось в кинопрошлом героя, потому он с таким вниманием сейчас глядит на часы.

Насаждать временные метки в кино отваживается далеко не каждый. Показывать время – все равно что торопить, настораживать, подгонять. Уводить фильм либо в жанровое поле с выраженной потребностью нагнетать атмосферу, либо, как это делает гонконгский режиссер Вонг Кар Вай, превращать любовь к часам в свой отличительный знак. Фильм Кристиана Марклея, а это все-таки фильм, что бы там ни говорили, сплошь состоит из меток времени. Он – огромнейший киномузей часов, 24-часовой коллаж, который коллекционирует и с помощью искусного монтажа соединяет, буквально вплавляя друг в друга, тысячу с лишним кадров из разных фильмов, кадров, где есть визуальная фиксация времени.

Герои разных эпох заперты в пространстве единой ленты. В одном фильме дверь открывается, а закрывается в другом, движение подхватывается, не прерываясь на стыке подогнанных кусков. То же самое со звуком. Сначала сидишь и не можешь понять, что же такое происходит, понимаешь только, что имеешь дело с коллажированием, и начинаешь угадывать. Оказываешься то в пространстве Бергмана, то у Феллини, у Ханеке, путешествуешь по разным другим фильмам, уже современным, вроде бы менее обязательным, иногда французским, иногда испанским, в основном англоязычным. С первым же упоминанием времени, естественно, возникает желание продраться через черно-бело-цветную разобщенность сюжета, отследить линии, посчитать основных героев. Через минут сорок (хотя, наверное, показатель индивидуален) желание уходит. На его место заступает волнение, напряжение, как в триллерах у Хичкока. Куски, вырезанные из одного фильма, уже ему не принадлежат, персонажи вконец разбредаются... На протяжении минуты разными способами нам многократно указывают на время, и в следующую минуту – тоже. Бросаешь взгляд на свои часы. Возникает пробуксовка сознания: часы встраиваются в фильм, показывая то же время и грубо впихивая тебя в пространство, которое выплескивается с киноэкрана. Однако забавная штука – чем больше расползается это пространство во времени – час, два, три, – тем более искусственными кажутся его беспрестанно множащиеся временные метки. Коллаж вытягивает параллелями время и пространство, закрепляя право объективного существования за последним. Насмехаясь над страстью человека смотреть на часы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1951
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3976
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3022
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2464

Другие новости