Король говорит.
Кадр из одрноименного фильма
Фильм Тома Хупера об отчаянной борьбе короля Великобритании Георга VI с заиканием определенно является фаворитом как у зрителей, так и у критиков. Лента при своем довольно скромном бюджете в 15 млн. зеленых собрала уже больше 200 в мировом прокате. Она была представлена на «Золотой глобус» в семи номинациях – получила один, на премию Британской киноакадемии в 14 номинациях – в семи признана лучшей, когда читатель получит газету, уже будут известны итоги борьбы за «Оскар», где у фильма 12 номинаций.
Исторические драмы, еще и разговорные, – жанр специфический. Вряд ли они по определению вызывают бурный интерес поголовно у всех. В чем секрет Тома Хупера? Где подвох?
Ну, прежде всего режиссер нежно воркует с историей. Он не надавливает, чтобы ненароком лишнего не повылезало. Посему историческое присутствует, но зрителя не тяготит. Вместе с фильмом мы идем вслед за главным героем герцогом Йоркским Альбертом по временному коридору из пункта А (1925) в пункт В (1939) и выборочно переживаем перипетии, выпавшие на долю королевской семьи, – смерть короля Георга V, восхождение на престол брата Альберта, его отказ от престола и прочее. Иногда пристрастная историческая ретушь в фильме вызывает легкое раздражение – исключительно благостный образ Черчилля или ненавязчиво, буквально намеком данная симпатия Виндзоров к Гитлеру.
Впрочем, раздражение настолько легкое, что мигом улетучивается, поскольку история в фильме не главное. На экране играют коричневатые и серые тона. Лондон в них одет красиво. А там, где зритель устает погружаться в прошлое, его отвлекает сюжет вполне универсальный, актуальный и по сей день. Заика-Альберт (будущий Георг VI) под руководством ведущих логопедов засовывает в рот какие-то шарики и пытается выправить свой разговор, по совету этих же врачей-говорунов он много курит – это якобы помогает, выравнивает и успокаивает речь. Якобы. А герцог по поручению папы-монарха должен публично выступать. Отчаявшись, он прибегает к последнему средству – отправляется на прием к странному логопеду-австралийцу, который фамильярничает и вообще пользуется не вызывающими доверия методами.
Как раз здесь Хупер дает себе волю. Он четко распределяет роли, запечатывая хорошо написанные диалоги в магический треугольник: герцог Альберт (Колин Ферт) – его жена, будущая королева Елизавета (Хелена Бонэм Картер) – логопед (Джеффри Раш). Прибавить к этому эксперименты с растяжением и сокращением игрового пространства, которое с помощью наплывов, резких наскоков камеры буквально вгрызается в поединок врача-пациента. Треугольник получается настолько живой, что трудно не увлечься. А увлекшись, уже не испытываешь желания злобно разбирать по косточкам режиссерские выпады. Те, где Хупер непременно хочет в сентиментальном тоне поговорить о «профессиональных» деформациях личности, которым подвержены члены королевского семейства, или подружить короля и человека простого, из народа. Сильнее оказывается живой страх говорить (перед толпой, перед микрофоном). Его так умело и искренне транслирует с экрана Ферт, что зритель-эмпатик рискует выйти из кинозала со спазмами лицевых мышц.