Жанр вестерна давно потерял популярность: ковбои, способные изрешетить обидчика, не слезая с мустанга, пить виски прямо из горла и спасать красавиц, уже не вызывают восторга, как раньше. Лихих парней вытеснили с экрана терминаторы, агенты ФБР, коварные пришельцы из других миров.
Вестерн растворился в других жанрах. Теперь «Оскар» получают ковбои-гомосексуалисты. А японский режиссер Такеси Миике, дабы привлечь интерес к своему вестерну, снял его в лучших традициях страны Восходящего солнца, приправив его тарантиновской эстетикой. В его «Сукияки вестерне Джанго» вместо ковбоев с индейцами – мелированные красавцы-японцы, которые лихо множат горы трупов при помощи разного оружия и не брезгуют национальной борьбой. При этом они еще успевают поцитировать Шекспира.
Братья Коэны решили отдохнуть от привычных психологических драм и снять вестерн без приколов над жанром, без лишних смертей, без лишней крови. Историю о преступлении и наказании. С хорошими актерами: Джеффом Бриджесом, Мэттом Дэймоном и юной дебютанткой в большом кино Хейли Стейнфелд.
Еще в детстве режиссеров впечатлила книга Чарльза Портиса «Железная хватка». Этот роман в Америке не просто пользуется популярностью, а вообще стал классикой и входит в школьную программу. Еще в 1969-ом году по мотивам «Железной хватки» вышел вестерн с Джоном Уэйном. Но Коэнам не хотелось делать ремейк, уж очень кинематографичной им казалась книга, и они решили рискнуть и экранизировать ее, не повторяя старый фильм.
«Железная хватка» - история 14-тилетней девочки Мэтти Росс. Ее отца убил его же наемный рабочий Томас Ченни. Злодей прихватил у жертвы два золотых и ускакал от правосудия на земли индейцев, где присоединился к банде головорезов. Сирота решила найти убийцу и добиться его казни. Но в одиночку ей не справиться, и она нашла Забияку Когберна – самого безжалостного судебного пристава в городке – и наняла его для поимки преступника. Мэтти и Когберн не предполагали, что у них на пути встанет «конкурирующая организация» ≈ техасский рейнджер Ла Беф, помогающий правосудию своего штата за солидное вознаграждение.
Мэтти Росс ≈ как Матильда в компании киллера Леона оказывается среди воюющих взрослых. Только вот Запад времен 1870-х куда более неприветлив и враждебен к девочке. Она не прячется в квартире и не думает о корнях. Ее путь мести начинается с ночевки в погребальной конторе с тремя покойниками, потом она мчится по прерии в компании одноглазого алкоголика Когберна и болтливого позера рейнджера, у которых свои резоны, а в решающий момент сама сталкивается один на один с убийцей отца. Убить или не убить? Матильда выбирает последнее. А что предпочтет Мэтти?
Вот такая история о том, как закаляется характер. Коэны яко скульпторы отсекли все наносное. Получив свои 10 номинаций на «Оскар».