Кино, оно по-прежнему важно.
Фото РИА Новости
Премьер-министр РФ Владимир Путин во вторник посетил Госфильмофонд России в подмосковном поселке Белые Столбы, где сейчас проходит фестиваль «архивного» кино, и в качестве председателя провел там очередное заседание правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии.
На заседании (оно по счету второе, первое состоялось в 2009 году), посвященном проблемам развития отечественного кино, прозвучало несколько интересных заявлений. Так, в частности, премьер-министр РФ сообщил, что российские власти выделят в 2011 году на поддержку кинопроизводства более 4,3 млрд. руб., из них около 1,4 млрд. будет выделено по линии Министерства культуры, а 2,9 млрд. руб. заложено на реализацию планов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Таким образом, размер денежных средств, выделенных фонду, остается на уровне 2010 года. Напомним, что фонд – новая институция в нашей стране, созданная в прошлом году и призванная улучшить качество отечественного кино путем перераспределения схем его государственного финансирования. Фонд распределяет свой бюджет между восемью продюсерскими компаниями – лидерами кинопроизводства, сосредотачиваясь на «зрительских» проектах. В то же время объем выделяемых Министерству культуры средств увеличивается (в прошлом году он составил около 850 млн. руб.). В ведении Минкульта остаются детское, дебютное, документальное, авторское кино и анимация.
Министр культуры РФ Александр Авдеев говорил о том, что так или иначе постоянно обсуждается в кинематографическом сообществе – о возможном совершенствовании системы государственного финансирования кинематографа путем введения налоговых льгот и изменения механизма поощрения кинематографистов. Его поддержал глава фонда Сергей Толстиков, который высказался о необходимости введения парафискальной системы господдержки, предполагающей особую организацию налоговых механизмов в сфере кино – по примеру некоторых западных кинематографий. Что вполне оправданно, на наш взгляд, если брать опыт преуспевающей в плане кинопроизводства Франции, где на государственном уровне четко проработана система налоговых отчислений в кино. Понятно, что опыт этот требует умной адаптации на российской почве, однако вовсе не исключает такой возможности.
Владимир Путин в своем выступлении обращался к статистике, приводя данные: мол, в прошлом году из вышедших на широкий экран в России 338 фильмов лишь 69 были отечественными. И эта диспропорция, видимо, премьера весьма беспокоит, особенно ввиду новых институционных изменений в киносфере. Хотя вряд ли целесообразно сейчас предъявлять к фонду какие-то большие претензии, потому что на проверку его эффективности нужно по меньшей мере несколько лет, и это самый минимум. Все-таки перекроить и отладить систему финансирования кино – дело несиюминутное. Еще премьер-министр высказал убеждение, что «мы не должны здесь что-либо искусственно ограничивать, устанавливать какие-то квоты, делать выбор за зрителя, который лучше всяких критиков дает оценку качеству фильма». Естественно, если ограничим, поставим квоту на ввоз иностранных фильмов, то российский прокат лишится того подчас гораздо более качественного продукта, с которым в основной массе своей российское кино пока конкурировать никак не может.
Второе заседание правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии дало возможность впервые широко заявить об одном масштабном проекте. По словам Путина, «в 2010 году в России насчитывалось 2246 кинозалов. При этом все они сосредоточены в 137 городах страны. А городов в России более тысячи. По предварительным подсчетам, чтобы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть еще как минимум столько же кинозалов, но и это раза в три меньше, чем в развитых рыночных экономиках». Так вот проект развития региональных кинотеатров «Киносити», который был разработан Федором Бондарчуком, основателем сети кинотеатров «Кронверк Синема» Эдуардом Пичугиным и продюсером Сергеем Сельяновым и получил принципиальное одобрение правительства на заседании во вторник, должен вернуть нас в блаженные советские времена, когда каждый мало-мальский провинциальный городишко, будь он даже всего в 15 000 жителей, имел свой (иногда весьма вместительный и оснащенный) кинотеатр. Потому что, как красиво сказал Владимир Владимирович, «ключевая задача (властей) – обеспечить равный доступ людей к искусству, которое несет в себе мощный просветительский заряд, что крайне востребовано в наше время, которое служит продвижению высоких гражданских, нравственных ценностей». На уровне слов – это действительно выглядит красиво. Но реальность часто вносит свои коррективы, и чем дальше регион от Центра и его всевидящего ока, тем больше риск, что радужный «Киносити» не выдержит напора разных коррупционных схем.