Как известно, кинематограф никогда не мог существовать в отрыве от идеологии. А потому история кино неизбежно становится историей государства. Госфильмофонд России, расположенный в подмосковном поселке Белые Столбы, хранит уникальную коллекцию - десятки тысяч коробок с кинолентами, которые могут заставить нас по-новому взглянуть на мир и на себя, увидеть минувшее с точки зрения сегодняшнего дня. Здесь восстанавливают фильмы, которые считались безвозвратно утраченными, находят то, что, казалось, сохранилось лишь в легендах. И раз в год вход в эту сокровищницу приоткрывается.
На этот раз открытие фестиваля опоздало примерно на час. Публика терпеливо ждала, осознавая важность момента – 1 февраля, в день открытия фестиваля, Председатель правительства РФ В.В.Путин провел в Госфильмофонде России второе заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. В повестке дня - отчет о первом годе работы Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, экономические аспекты развития кинопроизводства, меры по поддержке производства фильмов для детей и юношества, вопросы обеспечения кинематографического образования, а также деятельность Госфильмофонда России. Среди кинематографистов, участвовавших в заседании, были Никита Михалков, Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко, генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев.
Перед заседанием Путин осмотрел новый производственно-административный корпус Госфильмофонда, ознакомился с процессом технического контроля новых фильмов, этапами восстановления и перевода на цифровые носители старых архивных пленок.
Организаторы посвящают XV, юбилейный, фестиваль┘ себе: Госфильмофонду России. "Не в наших привычках хвастать, но, пожалуйста, разрешите нам, 14 лет подряд работавшим на других, один раз поработать и на себя" - сказал художественный руководитель кинофестиваля «Белые Столбы», приветствуя гостей и участников. Фильмом открытия фестиваля стала премьера документального фильма "Госфильмофонд" об истории одного из крупнейших киноархивов мира.
Особые программы фестиваля приурочены к 70-летнему юбилею со дня начала Великой Отечественной войны. Видели вы, к примеру, цветную военную кинохронику? А ведь она существует – как советская, так и немецкая. Что смотрели наши кинозрители в 1941 году? Как откликнулся кинематограф на возведение Берлинской стены? Мы привыкли знакомиться с историей по выводам, сделанным кем-то до нас. Знакомство с кинодокументами позволяет думать самостоятельно.
Традиционной рубрикой «Белых столбов» стала «Конфронтация», то есть столкновение различных точек зрения в кино на одно и то же событие или личность. На сей раз в центре внимания – Наполеон Бонапарт.
Не обошел фестиваль и тему, касающуюся непосредственно искусства кино. В его рамках будет проведен круглый стол на тему: «Колоризация – варварское надругательство над киноклассикой или один из способов сохранения кинонаследия?» Он будет сопровожден показом фрагментов различных картин, подвергшихся «раскрашиванию».
Не секрет, что цензура, конъюнктура и коммерция в разные времена находили множество способов воздействия на киноискусство. Из фильма, как известно, можно вырезать фрагменты, а можно и вообще изменить финал. Чтобы Анна Каренина, к примеру, не умирала, а жила долго и счастливо. Тем не менее, по мнению классика, рукописи не горят, и киноленты, видимо, тоже, потому что в архивах остается первоначальный, не прошедший цензуру вариант. Специальная программа фестиваля «Двойные финалы» продемонстрирует нам, как в разные эпохи менялись концовки не только советских, но и американских фильмов.