Две героини... Сцена из спектакля «Трамвай «Желание».
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Этот спектакль – копродукция десяти европейских театров и фестивалей, среди которых и проходящий в Берлине зимой Spielzeit`europa. Поставил его знаменитый польский режиссер Кшиштоф Варликовский, главную роль сыграла Изабель Юппер.
Изабель Юппер сидит на вертящемся стуле в центре огромной сцены Haus der Berliner Festspiele. Ее ноги широко раздвинуты. Она мычит, запинается и нервно царапает ногтями нежную кожу. Бланш Дюбуа, героиня Юппер, – женщина, опустившаяся на самое дно: уволенная учительница, брошенная жена, алкоголичка без всяких средств к существованию. От былого благополучия осталась только роскошная одежда (костюмы для мадемуазель Юппер изготовлены Домом Yves Saint Laurent & Christian Dior). Но именно этот кокон позволяет героине Юппер держаться с невероятным достоинством: она танцует на высоченных каблуках так лихо, что кажется, вот-вот сорвется в пропасть, но каким-то чудом удерживает баланс.
Во многих других спектаклях Бланш Дюбуа показана как потрепанная жизнью, жалкая женщина. В постановке Варликовского она превращается в трагическую фигуру.
Хотя концепция инсценировки целиком построена на Изабель Юппер, которая играет постепенную, но неуклонную деградацию своей антигероини, режиссера также сильно интересуют нюансы отношений между сестрой Бланш Стеллой (Флоранс Томассин) и ее супругом Стэнли Ковальски (Анджей Хюра).
В одной маленькой сцене режиссер создает психограмму эмоциональной зависимости. Любовь вопреки или благодаря насилию – данность отношений Стэнли и Стеллы. Так, отдубасив беременную жену, Стэнли Ковальски садится к ней на кровать и нежно гладит ее спину. Анджей Хюра играет этого брутального мужлана как человека, который умеет быть мягким. Он бережно касается кожи жены и бесконечно медленно скользит кончиками пальцев по им же нанесенным ранам.
Тело Стеллы успокаивается. Оно наслаждается. В зрительном зале в этот момент царит полная тишина. Публика как будто не может поверить, что грубые руки Стэнли, еще пять минут назад так сильно избивавшие, могут быть столь чувствительными.
Вдруг становится понятным, что заставляет людей любить тех, кто причиняет им боль. Возможно, причиной тому нежность, которую они особенно сильно чувствуют только после моментов насилия. И вместе с тем причина такой привязанности – в интенсивности любовных прикосновений после перенесенной боли.
Несмотря на потрясающую Изабель Юппер, именно эта сцена в быстро пролетающем спектакле поражает и впечатывается в мозг.
Это урок любви. Урок, который хочется понять.
Берлин