Посмотришь на Денев и понимаешь: она не просто лежит, она – красиво лежит!
Кадр из фильма «Отчаянная домохозяйка»
Новый фильм обласканного нашими синефилами французского режиссера более всего по стилистике напоминает его киноопыт почти десятилетней давности – музыкальный фарс «8 женщин».
Стоит уточнить, что в «Отчаянной домохозяйке» на самом деле нет особых намеков на параллели с популярным американским телесериалом – на уровне названия сходство возникло сугубо усилиями наших прокатчиков. Озон же тонко играет по-французски со смысловыми нюансами, обзывая свое очередное детище Potiche. Это и ваза, и свадебный генерал, а в нашем случае генеральша, которая при муже выполняет функцию образцовой декорации, декоративной домохозяйки, всего-то и способной ухаживать за домом, мужем (закрыв глаза на его измены) и детьми, хотя и это, признаться, уже не так мало.
В отличие от «8 женщин» здесь почти нет танцевально-вокальных номеров, где режиссер заставляет петь и выводить разные танцевальные па собственно актеров, зато другой музыки сполна. Без нее вряд ли удалось бы создать в фильме более или менее достоверную атмосферу прошлого, как-никак действие происходит во французских провинциальных 1970-х. Также на старение играет цветовая гамма, аляповатая не в меру, с резкими контрастными сочетаниями голубого и желтого, или же вовсе несочетаемостные цветовые спайки, больше характерные даже и не для седьмого десятилетия XX века, а скорее для шестого. Тут Озон, сам, вероятно, того не желая, выводит интересный знаменатель – как бы особую характеристику 1970-х, которые в цветовом отношении еще живут прошлым, слегка, может быть, его ретушируя, убирая явные шероховатости, а в музыкальном смысле уже вовсю устремляются дальше, ударившись в нечто новое, получившее название «Диско».
Другая перекличка с «8 женщинами» – в роли «хозяйки» выступает королева французского кинематографа Катрин Денев. А уравновешивает ее этакий стареющий мужлан (по сценарию ярый коммунист) Жерар Депардье. Парочка вновь разыгрывает романтическую коллизию, на сей раз возрастную. И опять перед нами аристократка и парень из народа, как с Денев и Депардье бывало уже не раз и не два. Возрастная романтика удачно вписана в другие сюжетные повороты, которые выведены на мягко-политический уровень, любовные порывы хорошо перекрываются забастовками на заводе по производству зонтов и женским бунтарством как в семье, так и на работе. Не отстают от звездного дуэта и актеры на вторых ролях, сами тоже весьма успешные и заметные: Фабрис Лукини, Карин Виар, Жюдит Годреш и Жереми Ренье.
Но самое главное, что вводит «Хозяйку» в тот почти десятилетней давности круг «8 женщин», – это не кастинг и не музыкальность, на которую в значительной мере опирается вся киноконструкция. Это общее легкое, ироническое отношение к самому повествованию, желание поиграть на истинно кинематографических условностях, повеселить, посмеяться вместе со зрителем, углубиться в свои ностальгические воспоминания (ведь Озоново детство пришлось аккурат на 1970-е) – то, чего давно не доставало работам Озона. Чего не было, например, в предпоследнем его фильме «Убежище», который со старанием сделан, но только-то и видно там, что режиссерское старание.