Сентиментальный мужчина в несентиментальном мире.
Кадр из фильма «Выходные»
В новом фильме Фредерика Берта главную мужскую роль играет Кад Мерад, сейчас очень востребованный во французском кинематографе актер. С самого начала 2000-х он снимается не менее чем в трех-четырех фильмах за год, и зачастую это комедии.
Кроме намерения рассмешить (а внешность полнеющего и лысеющего мужичонки 40 лет с гаком вполне под это намерение подходит), за Мерадом замечено и другое. Он хорошо создает в фильме ретроэффекты – одним своим присутствием. Не верите, хоть одним глазком загляните в фильмы «Маленький Николя», «Хористы» и «Париж! Париж!». Есть и оборотная сторона такой устремленности в прошлое. Актер ее переносит в любую картину, где играет.
«Выходные» тоже получаются с ретродушком. Нет, здесь вполне хватает признаков нашего времени, но они как-то сами собой уходят из поля зрения: и компьютерные технологии, которыми пользуется умелая воровка, зарабатывающая на современном искусстве, и даже мобильные телефоны, мелькающие в кадре не раз и не два. Их заслоняет прочная, хорошо знакомая нашему зрителю комедийная конструкция – известная, например, по семидесятническим фильмам с Пьером Ришаром. Только тут у нас другой неумеха взваливает смешливость на себя.
Чтобы облегчить сию тяжелую ношу (всем известно, рассмешить по-настоящему так же трудно, как и пробить на слезу), режиссер Берт перекладывает часть веселящей ответственности на французских полицейских, которые, как водится, форменные идиоты. Там, где не хватает шуток, в фильме задается хороший приключенческий ритм – сродни хитам типа «Романа с камнем». А в одной сцене главный герой и девушка-воровка, к нему приставленная, аж играют в Джеймса Бонда – подражая Дэниелу Крейгу в «Казино Рояль», бегают по фурам. Устав от погонь, герои всенепременно устраивают себе романтическую разрядку, тоже вполне по законам жанра. Плутовка, к слову сказать, прямо-таки красавица (Мелани Дутей), он – не то чтобы чудовище, но в достаточной степени обыкновенен, чтобы зрителю порассуждать на досуге о причудливом женском вкусе.
Вообще Фредерик Берт подкидывает зрителю раздражителей, чтобы было о чем поразмыслить. В том самом случае, если авантюрная история об испорченных выходных, построенная по сотни раз опробованной схеме, не натрет вам глаза и не набьет оскомину. Режиссер в фильме замечательно показывает инверсию мужских и женских социальных ролей в современном западном обществе, как бы говоря зрителю (уже без смешинки в голосе): посмотрите, настало время сильных женщин и сентиментальных мужчин. Не один Берт почуял нарастающий мужской сентиментализм. Как в полнометражных художественных фильмах, так и в сериалах все чаще встречается модель женщины, готовой верховодить и принимать серьезные решения, и мужчины, скорого на слезу, спорого на мечты и разговоры о вечной любви, а главное – искренне убежденного, что он в самом деле будет любить свою сильную женщину до скончания дней.
Ну а про глаза – это, наверное, лишку. Не натрет. Комедия снята сносно. Без изысков, но и без откровенных изъянов. Камера знает, что делает, и иногда делает неожиданно ловко. Музыки мало, действия много, романтика присутствует, хоть и предсказуемая, зато вполне универсальная. А чего еще требовать от комедийной ленты, которая выходит в прокат почти что в канун Нового года.