Спецэффекты сыграли над создателями фильма злую шутку.
Кадр из фильма «Трон...»
Нас долго готовили – плакаты на улице, рекламный трейлер в кинотеатре завлекательно растолковывали: новый фантастический блокбастер Джозефа Косински «Трон: наследие» невообразимо хорош. И снят не в каком-нибудь обычном 3D, а с привлечением усовершенствованных технологий IMAX, которые готовы еще больше погрузить зрителя в происходящее на экране.
Для затравки и в качестве приятного бонуса перед началом фильма показывают другой рекламный ролик, тоже максимально объемный. К четвертой истории «Пиратов Карибского моря: на странных берегах». Красота диких джунглей, буйство звуков, свирепое море и... Джонни Депп посреди всего этого великолепия будоражат уже с первых минут. И когда вспыхивают титры «Трон: наследие», замираешь в предвкушении нового прыжка – теперь уже в крутой кибернетический мир, зная, что на его создание потрачено 170 млн. долл. (всего-то на 5 млн. меньше, чем на «Пиратов»).
Это история о том, как компьютерная обучающая программа поумнела настолько, что решила взять верх не только над изобретателем (Джеффом Бриджесом), но и над человечеством.
Оригинальный фильм об этом противостоянии человека и программы – «Трон» – был снят еще в 1984 году все той же компанией «Дисней», ныне явившей новую улучшенную версию «Трона...» все с тем же Джеффом Бриджесом в роли изобретателя. Теперь актер стал первым в истории кино, снявшимся вместе со своим двойником, омоложенным специальными технологиями: взбунтовавшаяся программа Клу – это клон главного героя.
Из полутора часов 43 минуты занимают сцены со спецэффектами. Почти все снято в формате 3D, в обычном – всего несколько эпизодов. Но где ж они, красоты кибертехники? Где тут необыкновенный мир компьютерной игры? Кругом сплошной металлик. Униформа персонажей – почти как в старом фильме: этакие гидрокостюмы со светящимися лампасами. И сами герои холодны, как окружающее киберпространство. Их диалоги максимально просты, ни тени юмора, ни эмоций. Им некогда разговаривать, они просто мчатся в машинах будущего, их цель – расправиться друг с другом: программа-клон против изобретателя, его сына и их сторонников.
В старом «Троне» компьютерная графика сейчас выглядит наивно и вызывает улыбку. Зато герои имеют характеры, говорят живым человеческим языком, решают внятные проблемы и вооружены четкой мотивацией действий, актерам есть где применить систему Станиславского. «Терминатор-2» тоже делался по старинке, а восстание роботов, осыпающих людей градом снарядов из всевозможных орудий, до сих пор выглядит мощно, жаркая схватка старины Шварценеггера с жидкостным техномонстром в финале по-прежнему вызывает катарсис.
А в новом «Троне...» спецэффекты сыграли над создателями картины злую шутку. Наверное, поработили их, как злобный клон Клу – жителей кибермира. И получилось в разрекламированном дорогостоящем проекте мордобитие, и никаких чудес.