Сибель Кекилли в фильме «Когда мы уходим».
Кадр из фильма
На фестиваль немецкого кино, который открывается сегодня в Москве, привезли фильм Фео Аладаг «Когда мы уходим» (его показывают в воскресенье). В этом году он – немецкий претендент на премию «Оскар». На родине да и вообще в Европе ленту многократно и многосторонне оценили, судя по ее внушительному списку наград.
И вправду, даже если и не хвалить, то призадуматься есть от чего. Отталкиваясь от художественности, вряд ли скажешь, что фильм из ряда вон выходящий. Да, он вдумчиво снят, хотя иногда там видны сомнения режиссера, которому хочется все и сразу – и вызвать ностальгическую симпатию зрителя, романтично обыграть каждый кадр, подбирая оптику 1970–1980-х с характерной эргономикой в контурах, плавным световым обтеканием, особой цветовой гаммой с упором на холодноватый синий, и в то же время хочется документальной съемки, чтоб немного подергивалась камера, чтоб якобы бежала вместе с героем и вызывала впечатление особой реалистичности. Как-то, по мере возможности, оператор Юдит Кауфман сглаживает режиссерские противоречивые устремления, выравнивая манеру. А вот добиться гладкости сюжета оказывается сложнее, видимо, за отсутствием подстраховщика.
История про «беспутную» женщину, сбежавшую от мужа из Стамбула в Берлин в родную турецкую семью, конечно же, будет драматична по определению. И заслуга или, наоборот, оплошность Аладаг в том, что она этот драматизм не только не стремится обыграть метафорически, но намеренно его усиливает в трагедийном ключе, кроме всего прочего, вводя элемент, обязательно вызывающий сопереживание, – маленького ребенка, по которому игры взрослых в свободу бьют сильнее всего. К концу фильма совершенно отчетливо понимаешь, что это – режиссерский козырь, он на всякий случай припрятан в рукаве, если зритель все-таки не поддастся. Если не получится взять его игрой замечательной актрисы Сибель Кекилли, если он не проникнется отвращением к истеричному ретроградству турецкой общины.
Аладаг в принципе козыряет умело. По всем внешним параметрам фильм – некоммерческий (двухчасовой хронометраж, сильная привязка к социальному контексту), но в действительности там многое высчитано со сметливостью хорошего бухгалтера. «Когда мы уходим» ввязывается в очень актуальную для Европы дискуссию. Ее завязка уходит корнями в прошлое, вспомнить хотя бы труды французского философа Рене Жирара с его манифестами про заложенный глубоко в культуру вечный поиск козла отпущения, про то, «что гонители всегда верят в правоту своего дела, но на самом деле они возненавидели без причины».
Дискуссия вызревала на протяжении последних нескольких лет и вышла на новый уровень в сентябре этого года вместе с книгой немецкого политического деятеля Тило Саррацина «Германия самоликвидируется». Автор, опираясь на фактологический материал, утверждает неспособность мусульманских (и не только) переселенцев интегрироваться в новую культурную среду и подводит к щекотливому вопросу об автоматической индульгенции, которую, видимо, европейская цивилизация вынуждена им дать, принимая их такими как есть. Политическая общественность среагировала бурно – Саррацину пришлось отказаться от своего членства в совете директоров Немецкого федерального банка и уйти с поста, но также нашлось немало тех, кто выступил в его поддержку. Аладаг в фильме по-своему вторит Саррацину: она, турчанка по происхождению, выступает с резкой критикой в адрес турецкой диаспоры и ее консервативных устоев, подчас идущих вразрез с законами принимающей иммигранта страны. Эта политическая острота попадает на благодатную европейскую почву и здорово справляется с ролью экрана, маскирующего шероховатости прямолинейного сюжета. Посмотрим, как оно выйдет с «Оскаром».