0
1264
Газета Кино Интернет-версия

08.11.2010 00:00:00

Женское кино с математической точностью

Тэги: кино, юбилей, режиссер, сурикова


кино, юбилей, режиссер, сурикова Шерше ля фам.
Фото ИТАР-ТАСС

Алла Ильинична Сурикова, режиссер фильмов «Суета сует», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Дети понедельника» и многих других, как-то призналась, что в ее жизни было несколько судьбоносных провалов: она не поступила в Институт легкой промышленности, так и не став технологом по производству тканей, не смогла работать слесарем на авиазаводе, провалилась на экзаменах в аспирантуру ВГИКа, не защитила свою первую полнометражную картину и не осталась на Киностудии имени Довженко.

В аспирантуру ВГИКа, между прочим, Алла Сурикова пришла с работой «К проблеме слова на экране», которая представляла собой удачный симбиоз киноматериала и матлингвистики и которую в Институте кинематографии очень оценили. Эта склонность к математической точности у Суриковой видна в фильмах. Тут далеко ходить не нужно, довольно взять в пример «Ищите женщину» или «Человек с бульвара Капуцинов» и отсмотреть приемы стилизации. В первом случае необходимо убедить зрителя, что дело происходит в Париже – при всей камерности, закрытости игровых площадей, при полном отсутствии города в основной части фильма. Во втором – художественная задача еще сложнее: не только создать атмосферу американского салуна, какими жил Дикий Запад, но и вымешать там вестерн, добавить в него мюзикл и не свести замысел к легковесной оперетке, а остаться на комедийно-драматических основаниях.

Как режиссер обходит ловушки, хорошо видно – за счет тонкой работы со словом и жестом, выскабливая лишнее, остро подбирая типажи. Кто ж забудет, увидев раз, героиню Софико Чиаурели – мадемуазель Алису Пастик или героя Андрея Миронова – мистера Фёрста. Самое забавное, действие на экране настолько убедительно, что даже по прошествии лет, пересмотрев изрядное количество французских комедий и драм, американских вестернов, ты все равно веришь тогдашним героям Суриковой. Зная, что, может быть, французы общались бы между собой иначе и обитатели Дикого Запада вели бы себя по-другому, ты решительно отметаешь крамольные мысли, внимая художественному вымыслу, потому что он умно построен и не стремится тебя облапошить, не принимает за дурака.

Не менее убедительны ее другие фильмы, где дело касается напрямую наших соотечественников, – и они разлетелись на цитаты. Помните? «Сколько лет живешь в Москве, а так и не научился правильно говорить!», «Ты же совершенно не замужем!», «Когда мужчина не хочет есть, это как-то противоестественно». Цитаты можно умножать и умножать.

Когда-то в обиход вошло одно выражение – «женское кино». Бывает, его употребляют пренебрежительно, пытаясь указать режиссеру на слезливость и чрезмерную склонность к сентиментальному. У Суриковой, кстати, фильмы тоже женские, но не потому, что слезливые. Они скорее берут общечеловеческую проблему и примеривают ее на индивидуальный мирок одной женщины, показывая ее собственную вселенную. Или занимательным образом перемалывают сюжет. С женской позиции. Мужчине-режиссеру вряд ли бы так показать удалось. И было б оно тогда интересно?

Что касается положения нынешнего. По последним фильмам заметно, что Алла Ильинична пребывает в состоянии напряженного поиска новой формы, что тесно и неудобно ей с современным актерско-человеческим материалом. Что ж, пожелаем, чтобы эти поиски были успешными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1903
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3922
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2958
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2421

Другие новости