0
3564
Газета Кино Интернет-версия

20.09.2010 00:00:00

Хозяин тайги

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Лучшие в фильме – камерные сцены. Герои Юлии Пересильд и Владимира Машкова.
Кадр из фильма

Трудно представить себе менее «учителевский» формат, чем масштабное и даже вполне остросюжетное кино с обилием персонажей. Трудно представить себе менее «учителевское» пространство, чем густой лес. Трудно представить себе менее «учителевский» темп, чем галоп. Его формат – максимум три-четыре героя. Его пространство – кинематографичные улочки и переулки, опустевшие осенние пляжи. Его темп – плавное движение фигуры по ровной, как доска, местности. Но, судя по последним работам Учителя, он принципиально преодолевает уже сформировавшийся свой режиссерский почерк. Такова и новая его картина «Край».

Прошлая работа, «Пленник» по повести Владимира Маканина, сейчас выглядит подготовкой к новому масштабному полотну. Привыкнув к горным пейзажам, можно перейти к густым лесам и тайге. И разрушить камерность.

Велик соблазн объяснить то, что Учитель обратился к сюжету о Второй мировой (вернее, о первых годах после нее) только из-за даты – 65-летия Победы. Под это дело можно получить любой бюджет и развернуться как душе угодно. Но не такой он человек, Алексей Учитель, чтобы просто от возможности больших денег сменить привычную уже форму на тесный мундир. К тому же в «Крае» нет ура-патриотизма – здесь исковерканные войной человеческие отношения.

Естественно, в истории про танкиста Игната, приехавшего в поселок, где сбиты в кучу все те, кто мешал таким, как он, строить светлое будущее, чувствуется, что создавал ее ничуть не баталист и не пейзажист, а портретист. Учитель, который в нескольких интервью уже рассказал про паровозные гонки, упорно наводит фокус не на несущиеся паровозы, не на драки злобных зэков (все это есть), а на двух главных героев – Игната (Владимир Машков) и странно сблизившуюся с ним затерянную в тайге немку (Юлия Пересильд), представительницу национальности, которая еще долго будет синонимом слова «враг».

Даже имея возможность снять фильм в стилистике «жизнь продолжалась и у печей Освенцима» (в бараках ГУЛАГа, окопах под Сталинградом), Учитель не сталкивает лбом массы заключенных и надзирателей в этих лесах, не пишет жирными мазками историю нации, искореженной войной, репрессиями и ненавистью, а остается в своих родных камерных масштабах. Смысловые акценты режиссер хоть и пытается разбросать по всему масштабному полотну, но сбиваются они в кучку и по-настоящему считываются только в этом дуэте – даже яркие и, казалось бы, должные быть таким воплощением непробиваемости персонажи Алексея Горбунова и Сергея Гармаша (не говоря уже о традиционном Баширове и массовках) оказываются кордебалетом для солирующей пары. И складывается очень хорошая мелодрама с политически-исторически-гуманистическим подтекстом. Лучший из возможных пасьянсов.

В принципе можно поздравить Учителя с удачей: он по большому счету подорвал коммерческое кино изнутри и превратил его в тихую мелодраму – не помешали ни противные плакаты в стилистике приснопамятной игры «Дум», ни даже подача фильма как «великого кино о великом». Но преодоление почерка режиссер ведет в направлении точно не самом удачном – еще немного, и он будет там, где почерка вовсе не существует как категории. А преодолеть формат коммерческого кино куда труднее, чем изжить свои привычки и манеры. К тому же оно того не стоит, правда. Лучше в своих камерностях продолжать существовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
957
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
831
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
749
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
481

Другие новости