В этом году Open Cinema как полноценный фестиваль ≈ то есть с конкурсом и призами - прошел только в третий раз. Если пять лет назад это была просто приятная летняя тусовка под открытым небом, где можно было еще и кино посмотреть, то теперь его проводят и не летом, чтобы публика не расслаблялась, и открытого неба осталось немного ≈ на пляже Петропавловской крепости прошли только последние два дня. Все показы проходили в кинотеатрах.
Но название у фестиваля отбирать рано ≈ может, открытого неба в нем и стало меньше, но открытости конкурса он не растерял. По-прежнему фильм может прислать любой. По-прежнему, это рождает ряд проблем: неровность конкурса, лоскутность.
Если пытаться понять, что произошло с фестивалем за последний год, то, наверное, точнее всего было бы сказать, что Open Cinema нашел свой контекст. Тот угол, в котором имеет смысл искать хорошее кино и грамотную его оценку.
Кажется, это признак роста, все стало по-серьезному. Судить короткометражки, мультфильмы и документальные картины приехали Борис Хлебников, кинокритик Михаил Ратгауз, а компанию им составили философ Александр Секацкий и режиссер Дмитрий Лурье.
Читай: фестиваль занял определенную нишу, для него важна актуальность во всем ≈ и в программе, и в составе судейской комиссии. Ну правильно ≈ актуальное кино должны судить актуальные люди, не находящиеся же лет двадцать в простое ленинградские режиссеры и сомнительные околокинематографические персонажи же, каких обычно привлекают в жюри конкурентов Open Cinema.
Гран-при в игровом конкурсе получили сразу две короткометражки: американская «Нора» Аллы Ковган и Дэвида Хинтона и «Северная дорога» ливано-французского режиссера Карлоса Чаина. Американскую ленту отметили как лучший экспирементальный фильм, а вполне вписывающийся в средний фестивальный формат фильм Чаина наградили как «традиционный». Кроме этих двух фильмов, жюри отметило уже засветившуюся на всех возможных фестивалях, включая «Кинотавр» короткометражку Николая Соколова «Ракоход», датский фильм «Птахи» и «Комментарий» британца Роберта Кэмбринуса.
В анимационном конкурсе традиционно лидировали отечественные ленты. Лучшим анимационным фильмом назвали работу Валентина Ольшванга «Со вечора дождик», трогательную историю про деревенского деда, поймавшего русалку. За лучший дебют отметили фильм Ольги Кудрявцевой «Про птицу».
В традиционно самом трудном документальном конкурсе (в прошлом году, например, жюри во главе с Виталием Манским отказалось присуждать гран-при) в этот раз все сложилось вполне мирно ≈ гран-при получил немецкий фильм Элкана Силлера «Мама, лехаим», милая короткометражка о еврейском семействе, состоящем из 95-летней старухи, прошедшей через концлагеря и ее сына.
По обыкновению, наравне с обычным конкурсом на Open Cinema существует параллельный, в который включают фильмы, не добравшие баллов для попадания в основную программу, но отмеченные жюри. Их разделили на три блока - «Без анестезии», «Большие надежды» и «Другие берега». В каждом из блоков жюри вручило призы, соответственно, картинам «Болевые точки» уже вполне заслуженного документалиста Ивана Твердовского, британской ленте Дэниела Элиота «Джейд» и картине «Стойбище» киргиза Алижана Насирова.
Но особенно удавшимися оказались в этом году параллельные программы. Если основной конкурс еще вызывал иногда вопросы, то тут все было на мази. Всеобщий фаворит среди документалистов ≈ Александр Расторгуев ≈ собрал свою авторскую программу документальных лет о любви, в которую вполне ожидаемо включил современную классику - «Вдвоем» Павла Костомарова, «Иерусалимский романс» Виктора Косаковского и «Не страшно» Светланы Федоровой.
Во внеконкурсной программе Open Cinema не растерял и своей всегдашней тяги к экзотике ≈ по-прежнему на месте блоки азиатского и латинского кино. По-прежнему, правильно расставлены приоритеты: показали дайджест главных мировых фестивалей короткого метра.
Кроме того, в киноклубе «Порядок слов» устроили серию показов, очень правильно дополняющих всю программу фестиваля ≈ с лекцией киноведа Андрея Андреева о зарождении короткометражных фильмов, мастер-классом Ивана Максимова и прочими полезными мероприятиями.
Одним словом, если еще в прошлом году можно было говорить только о том, что тусовка превратилась в фестиваль, то теперь вполне можно сказать, что фестиваль почти выполняет свою главную функцию: дает понять, что происходит с кинематографом. Во всяком случае, контекст уже понимают очень правильно.