0
1691
Газета Кино Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

Веди себя тихо и не буди лихо

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Красивая картинка – неотъемлемая часть фильма ужасов.

На российские киноэкраны выходит фильм Даниэля Штамма «Последнее изгнание дьявола». Фильм хотя и работает в низком жанре ужасов, но вовсе не хочет следовать привычным канонам. Отталкиваясь от них, он находит свое игровое поле и на ниве ужасов ведет себя не как обычный пахарь.

Ответ на вопрос, откуда в фильме одновременно и сюжетная взвешенность, и достаточно смелая художественная выразительность, нужно искать в истории его создания, созревания и взросления. Замысел хоррора, решенного в документальной стилистике, возник изначально не у режиссера, а у продюсера Эрика Ньюмана, известного специалиста-«ужасника». Он поделился своей идеей со сценаристами Эндрю Гарландом и Хаком Ботко, тоже любителями попугать зрителей. И лишь потом, окончательно определившись с общими желаниями и стремлениями, они стали искать подходящего исполнителя. Нашли многообещающего новичка, который снял один-единственный полный метр («Необходимая смерть»), но в нем оказалось все, что было необходимо для будущего «Последнего изгнания дьявола»: стилизация под документальное кино, талантливая драматизация, сквозь которую хорошо просматривается вдумчивая работа с актерами.

В «Изгнании» эта работа тоже видна: независимо от возраста и опыта, актеры выдают те эмоции, что наиболее основательно подпирают сюжетный остов. А укреплять его действительно приходится, тщательно выбирая подпорки, – сюжет сам по себе довольно проблемен и шаток. Не потому, что хочет испугать до смерти (этого-то как раз ждешь и себя к страху готовишь). И не от того, что попутно он умудряется переворошить грязное белье священнослужителей и подвести зрителя к вопросу: насколько служение Богу, возведенное в сан, есть работа, и в какой мере это – призвание, какой удельный вес в этом уравнении имеет вера? Вопрос, на который у нас уже есть готовые ответы, и коварство фильма в том, что он не пытается с нами спорить, он просто показывает – можно ответить иначе в ущерб удобной системе координат. Подводя зрителя к этому, создатели фильма берут за сюжетную точку опоры желание священника, преуспевающего на поприще изгнания дьявола из бесноватых, покаяться в шарлатанстве. Священнослужитель приглашает режиссера-документалиста и оператора снять фильм про настоящие будни современного экзорциста.

Шаток же сюжет потому, что задает истории бешеный ритм, устанавливая резкие и контрастные границы, за пределами которых документальный фильм-разоблачение перестает быть таковым и превращается в фиксацию натурального изгнания нечистого. Однако Штамм шаткости не боится и продолжает крепить свой фильм. Он находит замечательную натуру: разлапистый фермерский дом в глухом местечке в Луизиане напоминает кладбище массивной антикварной мебели. Режиссер активно использует цветовые возможности – нижний этаж дома выдержан в холодных тонах, тут не предполагается масштабных действий, а комнаты наверху, где проходит и первый обряд изгнания, и другие напряженные сцены, наоборот, окрашены в оранжевый цвет, чтобы усилить воздействие. Камера тоже его усиливает, она документальна и бесстрастна, моментами гаснет, снова включается, выхватывает то косой угол, то идет сверхкрупными планами.

Между тем, углубляя «ужасную» составляющую, фильм не перестает полемизировать. Он тоже (как, например, в свое время «Твин Пикс») не удерживается от высказывания по поводу маленьких селений и городков в американской глуши, по поводу их кажущегося спокойствия, умиротворения и благополучия. А на самом-то деле дерни за ниточку и размотаешь целый клубок неприглядностей. Тут легко скатиться в повторение, и ты ждешь этого от «Последнего изгнания». Но создателям достает трезвости не пережать. Даже в финале они не играют со зрителем в молчанку и не копируют удачные ходы собратьев по цеху, так что заключительные титры не оставляют ощущения, будто режиссер вместе со сценаристами и продюсерами прямо перед съемками пересмотрели «Ведьму из Блэр» и все успешные ужастики японцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1910
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3931
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2967
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2430

Другие новости