Нина Бисярина ищет ключ к тайне мультипликационного детства.
Фото автора
Мультфильм екатеринбургского мультипликатора Нины БИСЯРИНОЙ «Поездка к морю» уже был отмечен на международном фестивале КРОК и Суздальском фестивале анимационных фильмов, а на XVIII фестивале «Окно в Европу» в Выборге получил главный приз. Создательница семиминутной ленты ответила на несколько вопросов о своем творчестве корреспонденту «НГ» Алене КОМАРОВОЙ.
– Как вы пришли к анимации?
– Еще в школе, во втором классе, я написала сочинение о том, что хочу быть художником-мультипликатором. Потом это желание постепенно отодвинулось на второй план, но произошло удачное совпадение. Как раз когда я окончила четыре курса архитектурной академии – я уже думала о том, чтобы уехать в Москву и поискать интересную работу там – открылся первый набор на отделение анимации (пятый и шестой курсы), и я осталась. Мультипликация (после музыки, пожалуй) – для меня самый адекватный способ сделать это так, чтобы люди почувствовали, донести свои ощущения и мысли.
– Сколько мультфильмов вы уже сняли?
– Именно моих работ, где я автор, всего две («Воробьи – дети голубей» и «Поездка к морю»). Но, конечно, я работала и на других проектах – в качестве мультипликатора, художника-постановщика, прорисовщика и т.д.
– В обоих мультфильмах вы являетесь одновременно и автором сценария, и режиссером, и художником. Могли бы вы доверить эту работу кому-либо еще?
– Конечно, бывает тяжело нести все на себе и хочется работать в тандеме с другими художниками. Вокруг всегда есть люди, с которыми можно посоветоваться, обсудить что-то. С другой стороны, всегда присутствует так называемая творческая ревность, желание держать все под своим контролем. Вряд ли кто-то может передать идею именно так, как видит ее автор.
– Я слышала, что в основу «Поездки к морю» положены впечатления вашего сына. Как создавался этот мультфильм?
– Скорее смесь из переживаний – моих и его. Это придуманная история, такой ситуации (чтобы мы приехали к морю в дождь) на самом деле не было. В голове возникло две картинки: две маленькие фигурки стоят перед вагонами под ливнем, и конечная – ничего не изменилось, только вместо вокзала море. Из них и родилась история. Мечты сбываются – наверное, мультик об этом. Многим конец кажется грустным: девочка ехала к одному морю, солнечному и теплому, а приехала к другому┘ Скорее всего это моя недоработка. Я вовсе не считаю такой исход печальным.
– Что было самым трудным в работе?
– Рисовала я его восемь месяцев. Всегда самое сложное – это удержать первое впечатление, когда только-только появляется замысел. В работе много этапов, и их, так или иначе, приходится разделять, над каждым кусочком работать по отдельности. Трудно даже не собрать все вместе и держать в целом, а именно сохранить первую эмоцию, которая возникла, посыл – то, что ты хочешь передать. Приходится постоянно вспоминать то, с чего ты начал.
– В ваших мультфильмах цвета приглушенные, почти сведенные к монохромности. Почему?
– Трудно сказать точно. Скорее всего потому, что они похожи на воспоминания – отсюда и черно-белая гамма.
– Слов в них мало по этой же причине?
– Да, по крайней мере мои воспоминания практически беззвучны – это всегда картинки, зрительное впечатление.
– Ваши работы адресованы в большей степени детям или взрослым?
– Пока получается создавать более взрослые мультики. Как правило, дети не смотрят такое. Интересно, может быть, разве что самым маленьким (около трех лет), тем, кто еще не привык к сегодняшнему репертуару на телевидении. Дети постарше уже свыклись с яркими красками, бурно развивающимся сюжетом – хотя за такой привлекательной картинкой на самом деле ничего не стоит. Хотелось бы научиться делать мультфильмы, по-настоящему интересные детям, но наполненные смыслом. В моих планах – последний фильм, завершающий трилогию о детстве.