К приключениям готова!
Кадр из фильма «Необычайные приключения Адель»
На российские киноэкраны вышла лента, закрывавшая последний Московский международный кинофестиваль. Это новый фильм Люка Бессона «Необычайные приключения Адель». Фильм на первый взгляд кажется незатейливой красочной поделкой. Но стоит ли доверять первому впечатлению? Может, внешность и тут привирает?
Действительно, за отточенной ритмизацией киноповествования, с которой у Бессона практически никогда не возникает проблем, и фантасмагоричным фасадом Парижа образца 1912 года скрывается режиссерская попытка совместить очень трудно совмещаемые вещи. Снимая «Необычайные приключения Адель», он берет за основу графический роман и вступает в игру, где не задает правил.
Во второй половине 1970-х годов тогда еще не очень известный художник Жак Тарди создал героиню – молоденькую писательницу Адель Блан-Сек. Ходячие тридцать три несчастья, Адель умудряется найти себе на голову приключения буквально на пустом месте. И эти приключения продолжаются с перерывами вплоть до 2007 года, пока она не попадает в «Дьявольский лабиринт». Бессон в своем фильме преимущественно основывается на третьей части саги про Адель, где по Парижу разгуливают взбесившиеся египетские мумии. Казалось бы, и в чем тут трудность? Пожалуйста, читай, копируй стиль и экранизируй.
Не тут-то было. Да, и физический, и психологический портрет главной героини прописан до мельчайших подробностей. Однако тем хуже, тем сложней Бессону выбраться с территории, где заправляет чужая идея, и приняться творить. Не он один сталкивается с проблемами блокировки творчества в чужом творческом пространстве. То же самое произошло с Кристофером Ноланом, когда тот взялся за экранизацию «Бэтмена». Что может сделать Нолан на собственной территории, обладая правом свободного созидания, мы видим в его фильме «Начало». Как и Нолан с Бэтменом, Бессон с Адель Блан-Сек становится заложником зрительских ожиданий, которые в его случае успели разрастись благодаря работам Жака Тарди. Тут еще не надо забывать особый пиетет французов по отношению к графическому роману. Индустрия «истории в картинках» во Франции процветает. И режиссер, взявшись перенести сюжет графического романа на киноэкран, берет на себя большие обязательства. Да и Тарди не так прост, знал, чем завоевать читателя в 1970-е годы. Его «Приключения Адель Блан-Сек» по форме – роман-фельетон, который во Франции разрабатывается с начала XIX века, и у истоков стоят Александр Дюма и Оноре де Бальзак.
Как выкручивается Бессон? Он не отказывает себе в праве менять: слегка отвлекается от исходного замысла Тарди, изменяет сюжетную линию. Заставляет героиню страдать от комплекса вины перед сестрой. По-своему выкраивает ее прошлое. Но это все скорее отступные, которые получает любой режиссер, решившись на экранизацию. Чтобы вольнодумство не смотрелось преступлением, Бессон пускается на жанровую хитрость и меняет целевую группу – он делает из своего фильма приключенческую комедию, больше предназначенную детям, чем взрослым. Хороший коммерческий трюк. О взрослых режиссер тоже печется, усиливая внешнюю привлекательность главной героини. Ее исполняет харизматичная актриса Луиз Бургуан, которая, как та же Кира Найтли или Пенелопа Крус, легко входит в ретрообраз и отлично смотрится в нарядах начала прошлого века. Вообще Бургуан – актриса редкой пластичности, и это заметил не один Бессон: на ее счету за последних два года шесть фильмов у весьма именитых французских режиссеров.
Стиль Бессона в «Необычайных приключениях» напоминает Миядзаки (в «Небесном замке Лапута») или Жёне (в фильме «Неудачники») и апеллирует к направлению «стимпанк». Только Бессон иначе старит картинку, у него своя палитра рабочего цвета и, что заметней, свой ритм и свои акценты. Двухчасовой фильм, как локомотив на полном ходу, несется вперед, отпуская колкости и нажимая на мистицизм. Тут-то и включаются тормоза. Свою мистику Бессон рисует на компьютере. Мезальянс игрового и нарисованного столь очевиден, что об него трудно не споткнуться.