0
907
Газета Кино Интернет-версия

12.01.2000 00:00:00

Фантасмагории бунта


"Окраина" (Россия, 1998). Режиссер: Петр Луцик. В главных ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Римма Маркова.

CОВРЕМЕННЫЙ отечественный кинематограф представляет собой зловещее явление. Наше "важнейшее из искусств" под уродливым тесаком перестройки превратилось в нечто совершенно неприличное. С одной стороны, мы имеем отвратительные развлекательные кинопотуги, с другой - якобы отвечающую времени "социалку", которая по уровню интеллекта и глубине едва ли превосходит развлекательное кино. Попытки превозмочь сложившуюся ситуацию, конечно же, были.

Но ограниченные молодые режиссеры, с дорогой выпивкой дяди Сэма впитавшие в себя антисоветчину, и их предки - диссиденты все больше давили на слезоточивую ностальгию, беря за образцы фильмы застойного периода, от которых уже тогда исходили зловонные миазмы упадка. Другой обреченный борец с гнилью современной официальной псевдокультуры - отечественный авангард. Будучи маргинальным и поверхностным, он всегда обращался лишь к узкой прослойке самодовольных интеллектуалов, которые с огромным трудом сдерживали зевоту на просмотрах очередного "радикального проекта". В конечном итоге авангард оказался легко приручаемым Системой, что сделало его для Сопротивления не нужным и, более того, вредным.

Только дивное, неосознанное до конца никем, а тем более торгашеским сообществом негодяев, обаяние старого советского кино всегда давало повод для оптимизма (активного пессимизма). Атрибуты "сталинского" movie - тоталитаризм черно-белого экрана, героическое сверхчеловеческое начало в поведении героев - всегда делали этот жанр для нас эстетически близким и соответственно неприемлемым для неискренних и трусливых системных авангардистов. Казалось, такого кино больше не будет...

Но в 1998 году случилось невозможное. Великолепный режиссер Петр Луцик сумел преодолеть гравитацию современности и создал по-настоящему советский шедевр. Одновременно картина не может вызвать ущербное чувство ностальгии у брежневской интеллигенции. Начисто лишенный как утомляющих авангардистских изысков внешне, так и гуманистического пафоса застойного кино по сути, находящийся в агрессивной эстетической оппозиции к политкорректному официальному искусству, этот фильм, несомненно, станет лучшим произведением российского кинематографа за многие годы позора.

Не народ, ибо в массе своей он зомбирован ("В город фермеры подались, их мать!"), но сама земля русская посылает своих эмиссаров разобраться "по-тихому": кто тот невидимый враг, что несправедливо присваивает и самовольно продает народную землю. Ответ получен в ходе мамлеевско-некрасовского похода. Капитал и его приспешники, подобно метастазам раковой опухоли, разъедают тело России, упыри-космополиты сосут кровь Земли. Жесткая борьба с этой мерзостью составляет единственную сюжетную линию картины. Калеча и убивая, крестьянский карательный отряд колхоза "Родина" совершает последний поход на Москву. Насилие, такое естественное, не надуманно-бутафорское, но идущее из недр души народной, призвано обезоружить и повергнуть в ужас предчувствия скорой расплаты "кооператоров" и "обкомовцев". В фильме исход этой битвы неожиданно светел - безоговорочная победа Труда над Капиталом. Очищение огнем столицы, ее разрушение и созидание на свежераспаханном поле. Не эстетство, но брутальная ясность. Наш футурологический проект.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1645
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3581
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2146

Другие новости