0
1010
Газета Кино Интернет-версия

12.01.2000 00:00:00

Сказки блэрского леса


"Ведьма из Блэр: курсовая с того света" ("The Blair Witch Project"), США, 1999. Сценарий, режиссура и монтаж: Даниэль Мирик и Эдуардо Санчез. В ролях: Хезер Донахью, Майкл Уильямс и Джошуа Леонард.

B ТРИЛЛЕРАХ человек, еще не пройдя жизнь до половины, оказывается в сумрачном лесу. И это одна из самых страшных бед, которая с ним может приключиться, может быть, самая большая его трагедия.

"Внутренняя" человека, по всей видимости, устроена так, что ему необходима защита. Он слаб, его бросает и кидает в разные стороны. Но до сих пор у него была альтернатива. Он знал зло, но знал и добро, у него всегда оставалась надежда.

У человека, каким нам подают его многочисленные фильмы ужасов, такой надежды нет. Есть лес. Он бесконечен, и выйти из него нельзя. В этом мире человек лицом к лицу встречается с многоликим и скользким злом. Оно принимает самые замысловатые формы и проникает в душу миллионами способов, оно веселится, как на карнавале, примеряя маски одну за другой.

Человеку нечего противопоставить такому злу. Есть он и есть оно. В мире ужасов свет выключен, и зло объемно. Деться некуда, можно полагаться лишь на самого себя. Но куда бежать, если твоя сердцевина сама поражена злом? Лес - в самом человеке, порождение его же ума. Круг замыкается.

Так явно и бесповоротно проклятый круг замыкается в фильме "Ведьма из Блэр. Курсовая с того света". В этом смысле данный фильм - кульминация всего вышеизложенного, одна из самых прозрачных кинопритч. Ее герои - а их трое - приезжают в местечко Блэр в погоне за "приколом" - "курсовой с того света". Они так естественно входят в мир, пораженный ужасом, как входят лишь дети, не ведающие, что их ждет. Где-то в лесу обитает ведьма из Блэр, принесшая недобрую славу городу и его окрестностям, - ведь она и ее присные губят детей, заманивая их в ловушку.

И вот трое детей оказываются в ее лабиринте - они беззащитны, и как бы они ни кричали, помочь им некому. Ситуация из страшной сказки, но все дело в том, что в сказке дети защищены своим детством, в сказке есть добро. В мире Блэра его нет. Дети Блэра - несовершеннолетние по уму, у них нет ни мудрости, ни любви, ни простоты. Они с самого начала разделены. Все трое не в силах достучаться друг до друга, и каждый оказывается предоставленным своему внутреннему одиночеству: и с девушкой и с мальчиками зло начинает работать по отдельности. Они думают, что их задача - наснимать материал для курсовой о ведьме из Блэр и вступают в чащу без размышлений, вооружившись печальным детоводителем - картой, которую потом один из них в беспамятстве кидает в ручей.

Этот ручей, как в стране Зазеркалья, служит некой границей меж тем и этим миром, словно узкий Ахерон, текущий из глубин преисподней. Раз перейдя этот ручей, всегда оказываешься по ту сторону - в памяти возникает образ все того же проклятого круга. Именно поэтому, раз за разом перебираясь через него, дети оказываются все там же. Каждый из них бредет к своему концу и по дороге постепенно теряет внешнюю раскованность - иллюзию защищенности. Зло надевает маску тьмы, и в этой тьме, как кажется, ничего не происходит. Точнее, в ней происходит ничто, и это-то и есть самое страшное. Все химерические образы, все внешние показушные атрибуты зла в этом фильме не нужны, потому что есть самое главное - полная тьма, которую зритель переживает наравне с героями, ведь весь фильм сделан как посмертное документальное свидетельство, в котором мы напрямую подключены к действию: во тьме раздается шорох шагов и хруст веток, детский смех. Тьма наполняется объемным злом.

Съемка ведется двумя камерами попеременно - иногда мир леса представляется черно-белым, иногда цветным, но всегда до ужаса реальным: палая листва, корявые ветви и осенний холод. Дети, не осознающие себя детьми, в самом начале делавшие четкий репортаж о странном кладбище при въезде в Блэр, выходят наконец к маленькому лесному погосту и видят аккуратные холмики камней. Что они означают? Кто-то из них силится припомнить слова какой-то женщины, которую они опрашивали, как и многих других жителей Блэр. Камни - это что-то из Библии... Дети этого вспомнить не в состоянии, для них Библия - звук пустой, зритель же вполне может припомнить, что в Ветхом Завете груды камней всегда служили памятником погребенным. Именно поэтому наутро, после очередной страшной ночи возле палатки, вырастают три каменных холмика, и слышатся недоуменные возгласы детей: "Откуда они взялись?".

Первым сдается один из мальчиков: он меняется на глазах, проявляя неумеренную жесткость к Хезер - зачинщице всего этого похода. Джошуа изводит ее, когда и так уже им не остается ничего, кроме непрерывного отчаяния, и расплачивается за это. Он погибает первым. И все время - вплоть до последних кадров - зрителя не оставляет ощущение, что ребята в самом деле не понимают, куда они зашли и что с ними будет. Пока наконец камера не выхватывает еле освещенное лицо Хезер, которая острее всех чувствует Лес. Она говорит о своеволии: "Это я во всем виновата - все делала по-своему", и просит прощения у всех мам - у мамы Джошуа, Майкла и у своей. И в это мгновение она совершенный ребенок, до крайности беззащитный и одинокий. Теперь эти двое, покамест оставшиеся в живых, ничем не могут помочь друг другу. Все внешние символы спасения исчезли: карты выброшены в воду, машина неизвестно где. Отснятые материалы находят в лесу через год. Детей, перешедших черту, не находят никогда.

Вторая часть фильма сделана как документальный отчет об исчезновении детей в окрестностях Блэр. Нас охватывает чувство бессилия - мир не в силах объяснить случившееся и еще старается быть объективным, но именно это и мешает увидеть истинную суть вещей, ведь ставится под сомнение само существование зла - а бороться с противником, которого не признаешь за такового, бессмысленно. Неужели верить сказкам XVII века? Но груды камней говорят сами за себя. Город Блэр, возникший из руин, продолжает существовать как ни в чем не бывало, только вот дети закрывают матери рот, когда она произносит имя ведьмы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1731
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1080
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
785
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1063

Другие новости