0
1039
Газета Кино Интернет-версия

12.01.2000 00:00:00

Сказки блэрского леса


"Ведьма из Блэр: курсовая с того света" ("The Blair Witch Project"), США, 1999. Сценарий, режиссура и монтаж: Даниэль Мирик и Эдуардо Санчез. В ролях: Хезер Донахью, Майкл Уильямс и Джошуа Леонард.

B ТРИЛЛЕРАХ человек, еще не пройдя жизнь до половины, оказывается в сумрачном лесу. И это одна из самых страшных бед, которая с ним может приключиться, может быть, самая большая его трагедия.

"Внутренняя" человека, по всей видимости, устроена так, что ему необходима защита. Он слаб, его бросает и кидает в разные стороны. Но до сих пор у него была альтернатива. Он знал зло, но знал и добро, у него всегда оставалась надежда.

У человека, каким нам подают его многочисленные фильмы ужасов, такой надежды нет. Есть лес. Он бесконечен, и выйти из него нельзя. В этом мире человек лицом к лицу встречается с многоликим и скользким злом. Оно принимает самые замысловатые формы и проникает в душу миллионами способов, оно веселится, как на карнавале, примеряя маски одну за другой.

Человеку нечего противопоставить такому злу. Есть он и есть оно. В мире ужасов свет выключен, и зло объемно. Деться некуда, можно полагаться лишь на самого себя. Но куда бежать, если твоя сердцевина сама поражена злом? Лес - в самом человеке, порождение его же ума. Круг замыкается.

Так явно и бесповоротно проклятый круг замыкается в фильме "Ведьма из Блэр. Курсовая с того света". В этом смысле данный фильм - кульминация всего вышеизложенного, одна из самых прозрачных кинопритч. Ее герои - а их трое - приезжают в местечко Блэр в погоне за "приколом" - "курсовой с того света". Они так естественно входят в мир, пораженный ужасом, как входят лишь дети, не ведающие, что их ждет. Где-то в лесу обитает ведьма из Блэр, принесшая недобрую славу городу и его окрестностям, - ведь она и ее присные губят детей, заманивая их в ловушку.

И вот трое детей оказываются в ее лабиринте - они беззащитны, и как бы они ни кричали, помочь им некому. Ситуация из страшной сказки, но все дело в том, что в сказке дети защищены своим детством, в сказке есть добро. В мире Блэра его нет. Дети Блэра - несовершеннолетние по уму, у них нет ни мудрости, ни любви, ни простоты. Они с самого начала разделены. Все трое не в силах достучаться друг до друга, и каждый оказывается предоставленным своему внутреннему одиночеству: и с девушкой и с мальчиками зло начинает работать по отдельности. Они думают, что их задача - наснимать материал для курсовой о ведьме из Блэр и вступают в чащу без размышлений, вооружившись печальным детоводителем - картой, которую потом один из них в беспамятстве кидает в ручей.

Этот ручей, как в стране Зазеркалья, служит некой границей меж тем и этим миром, словно узкий Ахерон, текущий из глубин преисподней. Раз перейдя этот ручей, всегда оказываешься по ту сторону - в памяти возникает образ все того же проклятого круга. Именно поэтому, раз за разом перебираясь через него, дети оказываются все там же. Каждый из них бредет к своему концу и по дороге постепенно теряет внешнюю раскованность - иллюзию защищенности. Зло надевает маску тьмы, и в этой тьме, как кажется, ничего не происходит. Точнее, в ней происходит ничто, и это-то и есть самое страшное. Все химерические образы, все внешние показушные атрибуты зла в этом фильме не нужны, потому что есть самое главное - полная тьма, которую зритель переживает наравне с героями, ведь весь фильм сделан как посмертное документальное свидетельство, в котором мы напрямую подключены к действию: во тьме раздается шорох шагов и хруст веток, детский смех. Тьма наполняется объемным злом.

Съемка ведется двумя камерами попеременно - иногда мир леса представляется черно-белым, иногда цветным, но всегда до ужаса реальным: палая листва, корявые ветви и осенний холод. Дети, не осознающие себя детьми, в самом начале делавшие четкий репортаж о странном кладбище при въезде в Блэр, выходят наконец к маленькому лесному погосту и видят аккуратные холмики камней. Что они означают? Кто-то из них силится припомнить слова какой-то женщины, которую они опрашивали, как и многих других жителей Блэр. Камни - это что-то из Библии... Дети этого вспомнить не в состоянии, для них Библия - звук пустой, зритель же вполне может припомнить, что в Ветхом Завете груды камней всегда служили памятником погребенным. Именно поэтому наутро, после очередной страшной ночи возле палатки, вырастают три каменных холмика, и слышатся недоуменные возгласы детей: "Откуда они взялись?".

Первым сдается один из мальчиков: он меняется на глазах, проявляя неумеренную жесткость к Хезер - зачинщице всего этого похода. Джошуа изводит ее, когда и так уже им не остается ничего, кроме непрерывного отчаяния, и расплачивается за это. Он погибает первым. И все время - вплоть до последних кадров - зрителя не оставляет ощущение, что ребята в самом деле не понимают, куда они зашли и что с ними будет. Пока наконец камера не выхватывает еле освещенное лицо Хезер, которая острее всех чувствует Лес. Она говорит о своеволии: "Это я во всем виновата - все делала по-своему", и просит прощения у всех мам - у мамы Джошуа, Майкла и у своей. И в это мгновение она совершенный ребенок, до крайности беззащитный и одинокий. Теперь эти двое, покамест оставшиеся в живых, ничем не могут помочь друг другу. Все внешние символы спасения исчезли: карты выброшены в воду, машина неизвестно где. Отснятые материалы находят в лесу через год. Детей, перешедших черту, не находят никогда.

Вторая часть фильма сделана как документальный отчет об исчезновении детей в окрестностях Блэр. Нас охватывает чувство бессилия - мир не в силах объяснить случившееся и еще старается быть объективным, но именно это и мешает увидеть истинную суть вещей, ведь ставится под сомнение само существование зла - а бороться с противником, которого не признаешь за такового, бессмысленно. Неужели верить сказкам XVII века? Но груды камней говорят сами за себя. Город Блэр, возникший из руин, продолжает существовать как ни в чем не бывало, только вот дети закрывают матери рот, когда она произносит имя ведьмы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1006
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
899
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1031
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
935

Другие новости