Фабиано Каруана и обыгравший его Винсент Кеймер обмениваются рукопожатием. Кадр из видео с сайта www. freestyle-chess.com
В немецком Вангельсе завершился первый этап Freestyle Chess Grand Slam Tour. Гроссмейстеры сражались на нем не в обычные шахматы, а в напоминающую их, но достаточно экзотичную версию, которую нередко называют шахматами Фишера. Неделю назад мы поведали о ряде особенностей этой игры, но не успели рассказать о решающем матче турнира. В нем встретились хозяин поля Винсент Кеймер, на удивление легко обыгравший в полуфинале самого Магнуса Карлсена, и Фабиано Каруана, на том же рубеже победивший в упорной борьбе узбекского гроссмейстера Жавохира Синдарова.
Оценивая шансы участников перед началом соревнования, болельщики невольно подпадали под магию имен, забывая, что «рэндом-чесс» – это все-таки не обычные шахматы, поэтому и искусство игры в них, и сила игроков могут не соответствовать привычной табели о рангах. Без этой оговорки и этого предположения трудно объяснить ту уверенность, с которой Кеймер обыграл вслед за Карлсеном еще и Каруану (причем минимальный счет 1,5:0,5 не должен вводить читателей в заблуждение, так как во вторых партиях этих мини-матчей Винсент соглашался на ничьи в лучших позициях, поскольку это обеспечивало ему победу в матчах).
Объяснение сенсационного завершения турнира, возможно, состоит также в том, что, будучи хозяином поля и номинантом организаторов, молодой немецкий гроссмейстер, имевший немалые моральные обязательства перед земляками, проделал (в отличие от других участников) огромную подготовительную работу по осмыслению непривычной игры, и эта работа оказалась на удивление эффективной.
Между тем в минувший вторник стартовали два других крупных соревнования. В Монако начался третий этап женского Гран-при ФИДЕ, а на бескрайних просторах Сети – онлайн-турнир, не привязанный ни к какой точке на карте. Chessable Masters 2025 является первым этапом так называемой чемпионской серии с участием Магнуса Карлсена и проводится по ставшей достаточно популярной схеме «двойного нокаута», при которой шахматисты, проигравшие в основной сетке розыгрыша мини-матч из четырех партий, сохраняют возможность отыграться, для чего им необходимо сначала выиграть все матчи среди «лузеров» (из двух партий каждый), а затем дважды обыграть победителя основной сетки. Стоит добавить, что на турнире используется жесткий десятиминутный контроль времени (без добавления), который порождает острые цейтноты и грубейшие ошибки, ими обусловленные.
На рубеже 1/8 финала, с которого началось соревнование, относительно неожиданными можно признать поражение американца Уэсли Со в поединке с китайцем Юй Янъи и проигрыш Рамешбабу Прагнанандхи из Индии другому представителю Китая Вэй И. А в четвертьфинальных сражениях болельщики стали свидетелями целой серии драматических событий, наиболее яркие из которых произошли в поединке Фабиано Каруаны и Алирезы Фирузджи. После неубедительной игры в первой партии, закончившейся поражением французского гроссмейстера, он смог во второй воспользоваться грубейшей эндшпильной ошибкой соперника и сравнять счет, а затем, наказав американца за неоправданный оптимизм, выиграть ничейное ладейное окончание третьей партии.
В результате Фирузджа вышел вперед и добился решающего преимущества в середине четвертой партии. Однако на 33-м ходу он отказался от выигрыша двух ладей за ферзя соперника (что приводило к технически выигрышному для белых положению без малейшего риска проиграть), а затем в очень сложном, но объективно ничейном многофигурном окончании зевнул мат в три хода.
Счет сравнялся, и судьбу поединка должен был решить армагеддон – решающая партия, перед началом которой проводятся торги на цвет фигур, точнее, разыгрывается возможность играть черными с правом сделать ничью, равносильную для них победе. Сами же торги выигрывает тот, кто соглашается играть черными с меньшим запасом времени, нежели заявил его оппонент. Эти торги, предложив фору в 210 секунд (шесть с половиной минут против десяти у обладателя белых фигур), выиграл Фирузджа и... угадал. Во всяком случае, дебютный выбор Каруаны, решившего разыграть сложную систему, которую не слишком часто, но регулярно применял ранее его соперник, оказался неудачен. Черные действовали в этой партии очень уверенно и одержали заслуженную победу.
Еще один четвертьфинал, в котором встретились Хикару Накамура с Яном Непомнящим, также вызывал огромный интерес. Давая ретроспективную оценку случившегося, рискнем предположить, что сухая победа американского гроссмейстера со счетом 3:0 обусловлена не в последнюю очередь отсутствием добавления времени после делаемых ходов. Как нам кажется, огромный опыт Накамуры в сверхбыстрых сетевых сражениях позволил «гению одноминутной игры» и при более щадящем, но также чрезвычайно коварном десятиминутном контроле очень эффективно использовать фактор времени.
Любопытно, что Накамура и Фирузджа сошлись в одном из полуфиналов «турнира победителей». Напомним, что именно эти гроссмейстеры являются сильнейшими в мире при сверхбыстрой сетевой игре. Проиграв первую партию черными, французский гроссмейстер отыгрался во второй, а после еще двух ничьих дело дошло до армагеддона, в котором право сыграть черными досталось Накамуре, которое он завоевал, согласившись защищаться черными с 6 минутами против 10 у соперника! Но самое поразительное, что по ходу дела Хикару почти не расходовал свой скромный запас и уже к 25-му ходу располагал большим временным ресурсом, чем Алиреза, тщетно пытавшийся найти план реализации своего минимального позиционного преимущества. Закончилось все на 34-м ходу эффектнейшей жертвой ферзя со стороны Накамуры, которая принесла ему победу и право сразиться в «финале победителей» с Магнусом Карлсеном.
Полуфинальный поединок против индийского гроссмейстера Арджуна Эригайси складывался для титульного фаворита очень непросто. Да, Карлсен был отнюдь не обязан при счете 2:1 в свою пользу проигрывать сложный, но объективно ничейный эндшпиль. Но после того, как это произошло, судьба матча повисла на волоске. Норвежский гроссмейстер выиграл в армагеддоне торги на цвет фигур, получив право защищаться черными с 6 минутами и 55 секундами против 10 у соперника, но вряд ли смог бы спастись, если бы тот несколько раз не проходил мимо неочевидных выигрывающих продолжений. Индийский гроссмейстер их не нашел, допустил вечный шах своему королю и... перешел в категорию «лузеров». Как, впрочем, и Хикару Накамура, проигравший затем Карлсену финальный «матч победителей».
Согласно регламенту, в четверг Магнус отдыхал, дожидаясь, кто же окажется его соперником в пятницу. Им станет победитель «сетки лузеров», в полуфиналах которой встречались Арджун Эригайси с Яном Непомнящим и Алиреза Фирузджа с Яном-Кшиштофом Дудой, после чего преуспевший в этом отборе должен сразиться в утешительном финале с Хикару Накамурой за право выйти в суперфинал Chessable Masters 2025 и бросить вызов Магнусу Карлсену.