Общий вид супертурнира Тата-стилл в Колкате. Фото Lennart Ootes/FIDE
Как и ожидалось, второй этап женского Гран-при ФИДЕ завершился победой Александры Горячкиной, захватившей единоличное лидерство еще в пятом туре и не выпускавшей его до окончания соревнования.
Какие-либо сомнения относительно грядущего триумфа россиянки (особенно после того, как в шестом туре, словно закрепляя победу над Тань Чжунъи, она уверенно обыграла немку Элизабет Пётч) исчезли задолго до финиша, тогда как за второе место развернулась нешуточная борьба.
Казалось, что после своей победы над Хумпи Конеру серьезную конкуренцию претендентке на высший шахматный титул способна составить Ставрула Цолахиду, тем более что в заключительном туре – в стыковом поединке с Тань Чжунъи – она руководила белыми фигурами. Однако излишне резкая постановка дебюта обернулась для греческой шахматистки полным фиаско. Китаянка тонко пожертвовала пешку, полностью захватила инициативу, добилась доминации в центре, а своим 22-м ходом, полностью разрушившим оборону соперницы, поставила в партии победную точку.
В результате (что может ввести в заблуждение) итоговый отрыв Горячкиной от Тань Чжунъи составил лишь пол-очка, а третье место досталось Цолахиду, хотя и опередившей по дополнительным показателям Бибисару Ассаубаеву из Казахстана, но поделившей с ней очки в общем зачете Гран-при ФИДЕ.
Между тем в неформальной шахматной столице Индии, городе Ченнаи (бывшем Мадрасе) закончился элитный турнир, в котором ведущие роли играли хозяева площадки. Нет, как и положено, ровно половина участников – четверо из восьми – оказались иностранцами, но лишь одному из них – Левону Ароняну (США) – удалось составить реальную конкуренцию воспитанникам местной шахматной школы, самым удачливым из которых представлялся поначалу Арджун Эригайси. После победы в четвертом туре над Амином Табатабаи он, набрав 3,5 очка, не только захватил единоличное лидерство, но и обошел по текущему рейтингу двух знаменитых американцев – Фабиано Каруану и Хикару Накамуру, выйдя в результате на вторую позицию в мире.
Впрочем, на пятки Арджуну наступал Левон Аронян, вслед за которым следовали Читамбарам Аравинд и Амин Табатабаи. Неудивительно, что болельщики надеялись увидеть на финише острейшую борьбу, а если повезет, то и драматическую развязку. И они в полной мере получили то, что хотели. В стыковом поединке последнего тура Аравинд выиграл белыми у Эригайси, после чего сразу три участника, набрав по 4,5 из 7, должны были выяснять отношения между собой на тай-брейке, который (согласно букве регламента, предусматривавшей даже такой случай) проводился в два этапа. Сначала в мини-матче из двух блицпартий встречались Аронян с Эригайси, после чего победивший в этой паре гроссмейстер выходил на Аравинда, так как в основном турнире тот имел более высокий, чем у конкурентов, дополнительный показатель.
Блицевый контроль времени 3+2 не допускает излишней тщательности при принятии решений, а тем более их выверенности. Но то, что происходило в первой партии между 19-м и 24-м ходами белых, намного превзошло неформальную норму на непостижимые блицевые ошибки. На столь коротком отрезке оценка позиции для обоих соперников несколько раз менялась с «выиграно» на «проиграно» (и наоборот), но в конечном счете остановилась на отметке «черные имеют лишнюю пешку и отличные шансы ее реализовать». Левону Ароняну, прекрасно справившемуся с этой задачей, нужно было не проиграть белыми ответную партию. И до поры до времени столь скромная цель выглядела для него вполне достижимой.
В подобной спортивной ситуации главная психологическая проблема состоит в необходимости наступать на горло собственной песне, сознательно отказываясь от проведения перспективных активных операций. И Левон Ароян поступал именно так, но на 26-м ходу, увидев обманчиво ясный путь для развития инициативы, «не устоял». Когда же выяснилось, что возникшая позиция отнюдь не проста, он на 31-м ходу ошибся вполне реально. Украшением же всей партии стал элегантный цугцванг, в который Эригайси загнал соперника в пешечном окончании.
Счет сравнялся. А это означало, что судьбу матча должен был решить армагеддон – одна-единственная партия, в которой белые обязаны одерживать победу, тогда как черных устраивает и ничья. При этом они (черные) дают сопернику фору по времени, за величину которой перед началом сражения проводятся необычные торги.
Левон решил рискнуть, предложив защищаться черными при наличии у себя всего лишь 6 минут 40 секунд против 10 минут у соперника и... не прогадал. Во всяком случае, та легкость, с которой он защищался (а затем контратаковал) в варианте испанской партии, который считается для черных весьма опасным, производила сильное впечатление. И вот – решающий матч, названный организаторами «суперфиналом тай-брейка». Рискнем утверждать, что в первой блицпартии Ароняну сначала немного не повезло, затем здорово повезло, но в конце концов не повезло снова. Ведь после череды взаимных ошибок игра перешла в совершенно ничейное ладейное окончание, которое Левон глупо проиграл.
Будучи обязан отыгрываться белыми (что, разумеется, куда легче, чем черными), Аронян перехитрил Аравинда в дебюте, но, добившись заметного преимущества, предпочел неясную позицию с лишней пешкой решительной жертве качества, после которой белые полностью зажимали соперника и достигали значительного, по сути дела, решающего перевеса. Тогда как за отданную пешку черные получили отличную контригру, а последовавший почти сразу же просмотр сделал позицию обладателя белых фигур даже не худшей, а просто проигрышной. В результате – 2:0 в пользу Читамбарама Аравинда, одержавшего на очень сильном турнире не только неожиданную, но, пожалуй, даже сенсационную победу.
Между тем два дня спустя в Колкате (другом индийском городе) начался турнир, проходящий под эгидой индийского сталелитейного концерна Tata Steel. В этом двухэтапном соревновании, проводимом по быстрым шахматам и блицу, участвуют 10 знаменитых гроссмейстеров во главе с самим Магнусом Карлсеном. После первого игрового дня, в течение которого шахматисты сыграли с контролем времени 25+10 по три партии, единоличное лидерство с 2,5 очка захватил Нодирбек Абдусатторов, на пол-очка от которого отставали Магнус Карлсен, Уэсли Со и Нихал Сарин.