Рукопожатие перед началом поединка между Дин Лиженем и Доммараджу Гукешем. Фото с сайта www.grandchesstour.org
В прошлую пятницу завершился 4-й этап Гранд-чесс-тура, вслед за которым там же в Сент-Луисе стартовал кубок Синкфилда – заключительный пятый этап, который носит имя своего генерального спонсора.
На прошлой неделе мы рассказали о том, как проходила борьба в первой, «быстрой» части турнира St. Louis Rapid & Blitz, и высказали предположение, что поделивший в ней первое место молодой французский гроссмейстер Алиреза Фирузджа имеет неплохие шансы на общий успех в комбинации. Ведь именно он является действующим чемпионом мира по так называемой «пуле» (игре со сверхбыстрым контролем времени), а также обладает наивысшим блицевым рейтингом среди всех участников соревнования, немного уступая по этому показателю лишь Магнусу Карлсену.
И действительно, Фирузджа уверенно выиграл двухкруговой блицтурнир, что принесло ему победу на этапе в целом, а вместе с ней и лидерство в общем зачете, поскольку прежний лидер – Фабиано Каруана – довольствовался дележом 6-го и 7-го мест с Яном Непомнящим. В результате перед началом кубка Синкфилда французский гроссмейстер имел в своем активе 30,58 балла, американец – 26,75, а вслед за ними следовали Уэсли Со (20,83), Максим Вашье-Лаграв (19,83), Рамешбабу Прагнанандха (17,25) и Ян Непомнящий (15,50). Чтобы оценить значимость этих цифр, достаточно вспомнить, что за чистую победу на этапе гроссмейстер получает 13 баллов, за второе место – 10, за третье – 8, за четвертое – 7, с дальнейшим убыванием бонуса на один балл по мере снижения показанного результата.
Все это означает, что в случае, если Фабиано Каруана выиграет кубок Синкфилда, Алирезе Фируздже для успеха в многоборье будет недостаточно занять даже третье место, тогда как более скромный итоговый результат Каруаны позволит лидеру общего зачета довольствоваться для победы в нем относительно скромным выступлением на проходящем сейчас турнире. Неудивительно, что каприз жребия, который свел конкурентов уже в первом туре, привлек к их поединку огромное внимание шахматной общественности.
И эта партия, в которой белые фигуры достались Каруане, проходила невероятно интригующе, а закончилась поистине драматично. Впрочем, хотя Фабиано и пожертвовал на выходе дебюта пешку, за которую получил полную компенсацию, все могло закончиться бурей в стакане воды. Однако Алиреза попытался сыграть на перехват и пошел ради сохранения минимального материального преимущества на ослабление позиции своего короля, но на 27-м ходу допустил существенную неточность. Решение, которое после этого обеспечивало белым длительную инициативу, было связано с неочевидной позиционной жертвой фигуры, иными словами, не лежало на поверхности. Неудивительно, что Каруана избрал иной путь, на котором вполне реальные шансы на победу получил уже его соперник.
Необходимо подчеркнуть, что позиция оставалась чрезвычайно сложной, а цена каждого хода была очень высока. Когда же американец в поисках оптимальных решений начал подолгу задумываться, вследствие чего попал в цейтнот, французский гроссмейстер решительно пошел вперед, недооценив при этом скрытые ресурсы белых. Чаша весов качнулась в другую сторону – и после неудачного 58-го хода черных уже Каруана мог рассчитывать на успех в партии. Однако на ошибку соперника он ответил встречным промахом, а дефицит времени породил новые ошибки белых. Стало казаться, что судьба партии решена. Любопытно, что во время игры сами гроссмейстеры даже не поняли, что своим естественным, но ошибочным 78-м ходом Алиреза предоставил Фабиано возможность спастись во внешне совершенно безнадежной для белых позиции. Но этой чудесной возможностью тот не воспользовался и почти сразу же признал поражение.
Такой исход стыкового поединка если и не убил, то существенно снизил главную ингригу Гранд-чесс-тура, так как Каруане – после стартового проигрыша конкуренту – стало трудно рассчитывать на победу в турнире, а успех Фирузджи дал ему отличные шансы показать на кубке Синкфилда высокий результат. Любопытно, что острейшая борьба в этой партии задвинула на задний план другое интригующее противостояние, ради которого в Сент-Луис был персонально приглашен (правда, вне конкурса, то есть вне общего зачета) действующий чемпион мира Дин Лижень. Да, конечно, предпоследнее место, которое, согласно рейтингу, занимал в стартовом списке участников китайский гроссмейстер, смотрелось несколько парадоксально, но высший шахматный титул компенсировал многое. И игра Дин Лиженя на старте произвела достаточно интересное впечатление, заметно контрастируя с его провалами на предыдущих турнирах.
Так, в первом и третьем турах, играя соответственно против Доммараджу Гукеша и Уэсли Со, он добивался белыми весьма перспективных позиций, но в ключевые моменты борьбы допускал неточности, позволяя соперникам убегать на ничью. Кстати, ничейными исходами после достаточно аккуратной сдержанной игры изобиловали оба первых тура, а единственной результативной партией в них оказалась остросюжетная схватка Каруаны и Фирузджи. Зато третий тур порадовал любителей шахмат поистине невероятными событиями. Неформальный приз «за откровение в дебюте» практически на равных мог бы достаться партиям Фирузджи с Максимом Вашье-Лагравом и Яна Непомнящего с Анишем Гири. Главное различие между ними состоит в том, что после очень рискованной, но, судя по всему, не вполне корректной жертвы пешки Ян смог полностью переиграть Аниша и одержать блестящую победу, тогда как Максим, найдя множество сильных ходов и добившись явного преимущества, близкого к решающему, неожиданно начал повторять ходы и «отпустил» Алирезу на ничью.
Однако еще большим везунчиком, чем Фирузджа, выглядел в среду Каруана. Играя на выигрыш в чуть лучшей для себя позиции, он стал подолгу задумываться, попал в цейтнот, начал ошибаться, ослабился и полностью утратил инициативу. Однако Нодирбек, оказавшись в очень благоприятной для себя ситуации, не стал выискивать точные решения, вместо чего попытался азартно «срубить сопернику флаг», но не только не преуспел, а даже, допустив ряд ошибок, партию проиграл.
Впрочем, апофеозом чудес третьего тура можно признать концовку индийского дерби, в котором встретились два самых молодых участника кубка Синкфилда – Рамешбабу Прагнанандха и Доммараджу Гукеш. В этой партии долгое время шла спокойная маневренная борьба, однако на 31-м ходу – в ничейном ладейном окончании – претендент на высший шахматный титул пошел на невынужденное ослабление, а после еще одной ошибки, допущенной тремя ходами позже, попал в абсолютно проигрышное положение. К победе белых вели различные пути, но на 50-м ходу грубо ошибся уже Рамешбабу, позволив своему земляку найти и продемонстрировать этюдный путь к спасению.
В результате в ночь со среды на четверг по европейскому времени лидеров на турнире стало двое. Героя старта Алирезу Фирузджу настиг Ян Непомнящий, а Фабиано Каруана заметно улучшил свое положение, вернув некоторую интригу и в вопрос о победителе общего зачета Гранд-чесс-тура. Но главное, что радует шахматных болельщиков всего мира, – это резкое оживление борьбы на кубке Синкфилда, которое сулит захватывающие сражения сильнейших гроссмейстеров планеты в семи оставшихся до финиша турах.