Турнир в Вейк-ан-Зее: партия 10-го тура между Яном Непомнящим и Дином Лижэнем. Фото Леннарта Оотса/Tata Steel Chess Tournament
Близится к завершению Tata Steel Masters – традиционный супертурнир, проходящий уже 86-й раз в голландском Вейк-ан-Зее. До завершения соревнования осталось всего три тура, которые будут проведены в ближайшие пятницу, субботу и воскресенье.
Мы уже отмечали, что одним из центральных событий этого форума явилось участие в нем действующего чемпиона мира Дин Лиженя, который после завоевания им высшего шахматного звания практически нигде не выступал. По неофициальным данным, столь значительная пауза была обусловлена достаточно уважительными обстоятельствами, но, согласно доминировавшим на протяжении почти полутора веков представлениям болельщиков, шахматный король должен быть не просто человеком, выигравшим одно или несколько соревнований, но непременно и сильнейшим игроком планеты, и законодателем шахматных мод.
Конечно, не все чемпионы в полной мере удовлетворяли столь высоким «героическим» требованиям, но (и это почти невероятно!) как минимум половина из них – Вильгельм Стейниц, Эмануил Ласкер, Хосе-Рауль Капабланка, Александр Алёхин, Роберт Фишер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров (признан в России иностранным агентом) и Магнус Карлсен – такими героями, безусловно, являлись. Да и остальные члены славного сонма небожителей были как минимум «первыми среди равных», не порождая никаких вопросов или сомнений на предмет «законности» своего места на шахматном троне.
Тогда как имена Руслана Пономарёва, Александра Халифмана и Рустама Касымжанова – очень сильных гроссмейстеров, блистательно выигравших чемпионаты мира ФИДЕ по нокаут-системе, так и не закрепились в неформальном чемпионском списке, хотя если кто-нибудь из них смог бы после своей «коронации» выиграть подряд несколько крупных соревнований, то, как нам кажется, он бы в этот славный список все же попал.
Вспоминаем эти давние истории в связи с тем, что восхождение нынешнего чемпиона мира на шахматный престол стало возможно лишь благодаря двум экстраординарным событиям – дисквалификации по политическим причинам Сергея Карякина, которое позволило китайскому гроссмейстеру занять место дисквалификанта в турнире претендентов, и «отречению» Магнуса Карлсена, открывшему второму призёру претендентского форума выход на титульный матч против Яна Непомнящего. Подчеркнем: мы нисколько не сомневаемся в юридической состоятельности принятых ФИДЕ решений, но вместе с тем вынуждены констатировать, что в глазах мировой шахматной общественности Дин Лижень может стать историческим персонажем, «обнулившим» и, по сути дела, похоронившим высочайший статус чемпионского звания. Хотя решающий вклад в запуск данного механизма внес Магнус Карлсен, словно бы решивший доказать своим отречением, что ни в грош не ставит освященный временем и полуторавековой традицией титул шахматного короля, который – сам по себе – является не более чем малозначимым довеском к бесспорному для всех неформальному статусу Магнуса – величайшего шахматиста современности.
Конечно, для того чтобы все развивалось в соответствии с таким сценарием, было необходимо, чтобы Дин Лижень не начал демонстрировать «чемпионскую» игру, ведь если бы новый обладатель высшего шахматного звания выиграл несколько супертурниров, сделав то, что в конце 20-х годов прошлого века (вместо матча-реванша против Хосе-Рауля Капабланки) удалось Александру Алёхину, или в середине 70-х Анатолию Карпову (провозглашенному чемпионом без поединка с отказавшимся защищать свое звание Робертом Фишером), то корона китайского гроссмейстера засияла бы яркой россыпью драгоценных камней, но (возвращаясь к нашим баранам) за три тура до завершения супертурнира в Вейк-ан-Зее Дин имел всего лишь 4 очка, набранных в 10 партиях, и делил 9–12-е места с чемпионкой мира Цзюй Вэньцзюнь, иранцем Пархамом Максудлу и голландцем Максом Вармердамом. Говоря о выступлении Лиженя на Tata Steel Masters, отметим слишком уж часто допускавшиеся им ошибки, а самой красноречивой деталью, очевидной для одного из авторов этой публикации, являются, пожалуй, регулярные малозаметные огрехи в ключевые моменты борьбы, то есть как раз то, что отличает творчество «простых смертных» в сравнении с игрой выдающихся или тем более великих шахматистов. Проводя художественные параллели, можно вспомнить известный афоризм, согласно которому «синоним – это слово, которое использует поэт, когда не находит нужного». И именно обилие «синонимов» характеризовало игру чемпиона мира в Вейк-ан-Зее.
Наиболее запоминающимся примером такого рода можно признать действия Дина в партии 10-го тура против Яна Непомнящего. Ян, имевший белые фигуры, конечно же, мечтал победить и хотя бы частично отреваншироваться за досадный проигрыш матча за высший шахматный титул. Он не слишком амбициозно разыграл дебют, после чего, не добившись преимущества, начал проводить достаточно логичный активный план. У черных имелось несколько возможностей не допустить опасного для себя развития событий, но чемпион раз за разом промахивался, вследствие чего был вскоре эффектно разгромлен. Помимо прочего эта победа позволила Непомнящему потеснить именитого соперника в списке текущего мирового рейтинга и, заняв его место, подняться на четвертую позицию.
А наиболее яркую игру на супертурнире показывают пока лидер чемпионской сборной Узбекистана Нодирбек Абдусатторов и самый молодой участник турнира Доммараджу Гукеш (Индия), которые, набрав по 6,5 очка, делили перед выходом на финишную прямую первое место. На пол-очка от лидеров отставали земляк Гукеша Рамешбабу Прагнанандха и многоопытный хозяин поля Аниш Гири. Стоит добавить, что турнир в целом проходит очень интересно, а каждый тур дарит болельщикам множество ярких и порой даже удивительных событий. Особо можно отметить чрезвычайно успешную игру молодежи – ведь и обоим шахматистам из Индии, и узбекскому гроссмейстеру нет еще 20 лет...
Если же говорить о шансах конкурентов, то более выгодным представляется положение Абдусатторова, которому на финише предстоит дважды сыграть белыми с «отстающими» – чемпионкой мира Цзюй Вэньцзюнь и немецким гроссмейстером Александром Донченко, а также (но уже черными) с одним из своих преследователей – участником грядущего турнира претендентов Сантошем Видитом из Индии. Впрочем, шахматы – игра коварная, а Tata Steel Masters уже преподнес и готов преподнести немало сюрпризов.