Неудача в матче с Винсентом Кеймером не лишила Магнуса Карлсена возможности продолжить борьбу за Кубок мира. Фото с сайта www.fide.com
На проходящих в столице Азербайджана Кубках мира пройдена почти половина дистанции. Но уже сейчас можно сказать, что острота и бескомпромиссность борьбы не дают шахматным болельщикам оснований для разочарования. Впрочем, некоторые из них изрядно огорчены тем, что их любимцы, которые вполне могли бы по своему статусу и рейтингу побороться даже за победу на Кубке, вылетели почти сразу же – на втором или третьем, не слишком продвинутых этапах.
В этом как будто бы нет ничего удивительного – ведь сама формула нокаут-системы (в которой основная часть каждого поединка состоит всего из двух «медленных» партий, после чего – в случае ничейного счета 1:1 – соперники сразу же приступают к выяснению отношений в режиме тай-брейка в быстрые шахматы) – заточена на непредсказуемость и призвана порождать неожиданные результаты, однако разведение рейтинг-фаворитов по разным частям кубковой сетки призвано минимизировать негативные проявления данного эффекта, так как сильнейшие участники сражаются поначалу с заметно уступающими себе по силе соперниками.
Понятно, что все в мире относительно, но нынешний Кубок продемонстрировал, насколько во многих странах вырос за последние годы уровень игры, проявив себя в появлении многих пусть пока и не слишком известных, но очень неплохих шахматистов, способных заставить изрядно понервничать в коротких матчах любых титулованных оппонентов. Стоит также отметить чисто психологическое обстоятельство, побуждавшее фаворитов идти во вторых партиях мини-матчей Кубка (особенно если они при равном счете играли в них белыми фигурами) на не вполне оправданный риск – ведь «сильнейшим» свойственно недооценивать силу молодых соперников, а доводить дело до лотерейного тай-брейка им очень не хотелось...
Именно этим, на наш взгляд, обусловлен контекст поражений олимпийского чемпиона, лидера сборной Узбекистана Нодирбека Абдусатторова в поединке с Вахапом Саналом (Турция), Максима Вашье-Лаграва (Франция) во встрече с Жавохиром Синдаровым (Узбекистан), Даниила Дубова (выступающего под флагом ФИДЕ) в острейшей схватке с Даниэлем Вокатуро (Италия) и Аниша Гири в партии с Ниджатом Абасовым, хотя голландский гроссмейстер уступил азербайджанскому коллеге не в основной части матча, а на тай-брейке. В каждом из этих случаев обладатели белых фигур разыгрывали достаточно обязывающие дебютные варианты, добивались весьма перспективных позиций, но наталкивались на исключительно упорное и стойкое сопротивление. После чего допускали легко объяснимую психологическую ошибку: стремясь во что бы то ни стало победить, они азартно шли вперед, пропускали контрудары соперников, попадали в трудное положение и терпели поражения.
По несколько иному сценарию проходила борьба в матче Бориса Гельфанда с Ференцем Беркешем из Венгрии. Будучи прекрасным аналитиком и знатоком дебютной теории, израильский гроссмейстер, игравший в первой партии этого мини-матча черными, уверенно перехватил инициативу и мог на 23-м ходу форсированно добиться победы, но... пошел иным путём и вынужден был довольствоваться ничьей вечным шахом. А во второй партии Гельфанда подвела недооценка скрытых возможностей соперника. Имея лишнюю пешку, за которую черные располагали полной компенсацией в форме активного расположения фигур, он попытался разменять одну из них, но эта фигура (централизованный конь) неожиданно отскочила вбок и изготовилась, нанеся разящий удар, принести себя в жертву, от которой у белых не нашлось никакой защиты.
Рассказывая об этих мини-сенсациях, мы не упоминали о главных фаворитах турнира: Магнусе Карлсене, Хикару Накамуре, Фабиано Каруане, Яне Непомнящем и Уэсли Со. До стадии 1/16 финала все у них складывалось достаточно неплохо и, мы даже решились бы сказать, беспроблемно. Однако в среду трое из них завершили свои партии вничью, а двое проиграли. Этими неудачниками оказались Магнус Карлсен, который был переигран в равном ничейном окончании молодым немецким шахматистом Винсентом Кеймером, и Уэсли Со, уступивший белыми фигурами действующему чемпиону Европы Алексею Саране, сменившему недавно нейтральный флаг ФИДЕ на сербское спортивное гражданство. Несмотря на евро-чемпионский статус Алексея, фаворитом в этой паре считался американец, однако его игра отнюдь не свидетельствовала ни о чем подобном. Но еще более удивительными для болельщиков представлялись действия сильнейшего шахматиста планеты, позволившего обыграть себя в «чисто карлсеновской манере».
Впрочем, стартовая неудача не лишила Карлсена шансов на успех, тем более что во второй партии, о результате которой читатели (в отличие от нас) уже наверняка знают, экс-чемпиону мира предстояло руководить белыми фигурами. Куда более сложной представлялась задача Со, на пути которого стояли и менее благоприятный черный цвет фигур, и очень сильный, уверенный в себе соперник. В любом случае можно констатировать, что турнир вступил в ту интригующую стадию, на которой каждая партия и каждый мини-матч становятся по-настоящему интригующим и непредсказуемым событием.
Возвращаясь к околоспортивной теме, затронутой в нашей предыдущей публикации, можем констатировать, что судьба ухитрилась распорядиться так, чтобы ни на одном из стартовых этапов не произошло ни одной встречи между украинскими гроссмейстерами (которых в среду в мужском Кубке оставалось лишь двое) и шахматистами, выступающими под флагом ФИДЕ. Так, Василий Иванчук теоретически может встретиться с Алексеем Есипенко (при условии, что оба они выиграют по два матча) только в четвертьфинале, а Руслан Пономарёв, которому для этого нужно было отыграться в четверг за поражение в первой партии с Ферецем Беркешем, а затем выиграть еще три матча, – лишь в финале.
Столь же проблематичны подобные встречи и на женском Кубке. Ведь для того, чтобы выйти на полуфинальный поединок с Полиной Шуваловой, той из сестер Музычук, которая выйдет победительницей во внутрисемейном стыковом матче 1/8 финала, предстоит обыграть затем и чемпионку мира Цзюй Вэньцзюнь, а Шуваловой одолеть двух менее именитых, но также отнюдь не слабых шахматисток.
А перед Александрой Горячкиной на пути к финалу выстроился в нижней части турнирной сетки мощный заслон из индийских, китайских и грузинских шахматисток. При этом Белла Хотенашвили выиграла в среду в первой партии мини-матча у Хумпи Конеру из Индии – одной из самых именитых участниц турнира. Короче, напряжение борьбы нарастает, что обещает шахматным болельщикам яркие события на финише соревнования.