Гроссмейстеры сражаются на втором этапе Гранд-чесс-тура в Варшаве. Фото Lennart Ootes/Grand Chess Tour
Выдержав короткую трехдневную паузу и переехав за это время из столицы Румынии в столицу Польши, гроссмейстеры начали сражения на втором этапе Гранд-чесс-тура, в котором борьба пошла уже не в относительно серьезные «медленные» шахматы, а в их быструю разновидность, а затем и в блиц.
При этом очки, набранные в рапиде (при контроле времени 25+10), ценились в два раза выше, чем в молниеносном турнире, в каждой партии которого участники располагали лишь пятью минутами основного временного капитала, с автоматическим добавлением двух секунд после каждого сделанного хода.
Такая схема начисления очков применяется в турнирной практике уже давно, став, в частности, традиционной для большинства этапов Гранд-чесс-тура. Главная же интрига нынешнего Superbet Rapid & Blitz была связана с участием в нем Магнуса Карлсена, который, приехав в Варшаву, словно бы заменил при смене этапов нового чемпиона мира, дав болельщикам немало поводов для сопоставлений и умозаключений. Впрочем, помимо Дин Лижэня и Яна Непомнящего в столице Польши не выступали и два первых номера мирового блицевого рейтинга – Алиреза Фирузджа и Хикару Накамура, отсутствие которых превратило легендарного норвежца не только в реального, но и в номинального фаворита обеих номинаций, лишив заодно яркое действо максимально возможного блеска.
При этом предвкушения типа: «Вот приедет Магнус – Магнус вам покажет!» незримо витали над шахматными столиками, побуждая любителей шахмат с повышенным интересом наблюдать за игрой недавнего короля, добровольно сошедшего с трона.
Да, конечно, рапид, блиц и классика – это разные спортивные дисциплины, но не будем забывать о том, что Карлсен бывал очень хорош во всех трех, а кроме того, и он сам в поединках с Сергеем Карякиным и Фабиано Каруаной, и Дин Лижень в недавнем матче против Яна Непомнящего завоевывали чемпионский титул на тай-брейке именно благодаря успехам в рапиде (после ничейного счета в основное время).
Тем удивительнее выглядела игра Магнуса в первые два дня быстрого турнира, за которые гроссмейстерам предстояло сыграть по шесть партий. Собственно, своим творческим подходом, а более конкретно – весьма экзотической постановкой дебюта сильнейший шахматист современности словно бы давал понять, что он экспериментирует или, если хотите, прикалывается, будто дразня соперников, а заодно и болельщиков в стиле: «Смотрите, я могу и так – и ничего мне за это не будет!»
Но, как выяснилось, насчет «ничего не будет» фаворит сильно заблуждался. И уже в первом туре его дебютные экспромты обернулись сокрушительным поражением во встрече с Радославом Войташеком, одержавшим на старте быстрого турнира очень яркую, но, как выяснилось три дня спустя, свою единственную победу.
Несмотря на негативный результат на старте, экс-чемпион остался верен избранной тактике и вправе благодарить судьбу, что хотя в пяти следующих партиях он и не выиграл ни разу, но не потерпел при этом ни одного поражения. В тот момент отставание Карлсена от возглавлявших турнирную гонку Яна-Кшиштофа Дуды, Уэсли Со и Левона Ароняна было поистине огромным, а отчаянная попытка сократить этот разрыв увенчалась в третий игровой день лишь частичным успехом.
Да, Магнус одержал во вторник две победы подряд, поочередно обыграв черными двух молодых румынских гроссмейстеров – Богдана Дяка и Кирилла Шевченко, но в поединке с Рихардом Раппортом (также выступавшим под румынским флагом) мог как выиграть, так и проиграть.
В результате Карлсен занял в первой (быстрой) номинации многоборья лишь пятое место, отставая от победителя – Яна-Кшиштофа Дуды – на целых три очка. При этом (попутно) бывший классический чемпион, потеряв изрядное число единиц рейтинга, уступил первую строчку быстрого списка новому чемпиону мира Дин Лижэню, что выглядело по-своему символично.
Однако на следующий день – при переходе от рапида к блицу – легендарного викинга словно бы подменили. Нет, конечно, делать глубокомысленные выводы на основании пусть и яркой, но, по сути, лотерейной блицевой игры не вполне уместно, однако количество очков (семь из девяти), набранных им в первом круге блицтурнира, полностью изменило спортивную ситуацию в так называемой комбинации. Карлсен обошел по сумме двух движений Вашье-Лаграва, Уэсли Со и Левона Ароняна, лишь на пол-очка отставая перед началом второго круга от Яна-Кшиштофа Дуды. И если в четверг Магнус продолжал действовать столь же или почти столь же успешно, как в среду, то, вне всякого сомнения, должен был выиграть второй этап Гран-чесс-тура. Говорим о случившемся не в будущем, а в прошедшем времени, поскольку нашим читателям (в отличие от авторов данной публикации) уже известны итоги этого интереснейшего соревнования.
Между тем в Никосии подходит к концу четвертый заключительный этап женского Гран-при ФИДЕ, долженствующий назвать имена двух участниц грядущего соревнования, претенденток на корону шахматной королевы. Мы отмечали неделю назад, что перед началом турнира наилучшие шансы в этом споре имели недавние подруги по сборной России, две из которых – Александра Горячкина и Катерина Лагно – выступают в Никосии под нейтральным флагом ФИДЕ, а Александра Костенюк – под флагом Швейцарии.
Однако уже на старте соревнования дела у экс-чемпионки мира не заладились, она проиграла две партии, выиграв при этом лишь одну, и за три тура до финиша делила 9–10-е места с Гюнай Мамедзаде. Всего на очко больше набрали две россиянки, однако даже дележа 4–6-го мест хватило бы обеим для попадания в заветную двойку общего зачета. Тем не менее турнирное положение как одной, так и другой (особенно Лагно) выглядело довольно шатким, а продолжение «ничейной стратегии», которой Катерина придерживалась после двух стартовых побед, могло сыграть с ней злую шутку. Если же говорить о сложившемся раскладе более конкретно, то очень многое зависело в четверг от исхода стыковой партии Лагно–Костенюк.
Главной же неожиданностью турнира стало, вне всякого сомнения, единоличное лидерство молодой немецкой шахматистки Динары Вагнер (в девичестве Дорджиевой), обыгравшей в первом туре Горячкину, а в седьмом – Лагно. При этом осталось не вполне понятным, что в этой партии обусловило непостижимый промах Катерины. Ведь выиграв, она могла бы сама возглавить турнирную таблицу и практически обеспечить себе успешное завершение соревнования. Впрочем, в блестящем выступлении экс-калмычки не стоит видеть одно лишь благоволение Фортуны. Ведь эта богиня улыбается лишь тем, кто борется до конца и пытается, несмотря ни на что, использовать все свои шансы.