Напряженная партия между Карлсеном Магнусом и Нодирбеком Абдусатторовым. Фото © Jurriaan Hoefsmit – Tata Steel Chess Tournament 2023
Супертурнир в Вейк-ан-Зее вышел на финишную прямую. До завершения Tata Steel Masters осталось провести всего три тура, однако назвать имя будущего победителя практически невозможно.
Дело в том, что главному герою этого соревнования и его бессменному лидеру – 18-летнему Нодирбеку Абдусатторову – предстоит выдержать серьезные испытания на финише, поэтому самые опасные конкуренты узбекского гроссмейстера – Аниш Гири и Магнус Карлсен – вправе надеяться ликвидировать в трех заключительных турах свое отставание от олимпийского чемпиона.
Кстати, во многом решающими и даже судьбоносными могут стать уже сегодняшние пятничные сражения. В них Абдусатторову предстоит отбивать черными атаки Гири, отстающего от ташкентца на пол-очка, а за столиком по соседству Карлсен попытается обыграть белыми Уэсли Со, с которым чемпион мира, располагаясь на ступеньку ниже Аниша, делит сейчас третье и четвертое места. После этого норвежцу останется сыграть с двумя молодыми индийскими гроссмейстерами – Рамешбабу Прагнанандхой и Арджуном Эригайси, тогда как Абдусатторову и Со предстоит в предпоследнем туре выяснять отношения между собой.
А ведь совсем недавно казалось, что главный турнир традиционного рождественского фестиваля закончится безоговорочным триумфом узбекского гроссмейстера! Ощущение это возникло и укрепилось после блистательной победы Нодирбека, которую он одержал в пятом туре черными над самим Карлсеном, а затем закрепил свой стартовый успех, уверенно обыграв Арджуна Эригайси. И дело здесь не столько в цифровых показателях (отрыв Абдусатторова от Гири достиг в тот момент целого очка), сколько в качестве игры лидера, которую отличали истинно капабланковская четкость и выверенность. Помимо этого крайне невыразительно смотрелся в середине турнирной дистанции чемпион мира, потерпевший во встречах с Гири и Абдусатторовым два разгромных поражения, а затем, играя белыми, не поставивший никаких проблем перед Йорданом ван Форестом.
Таким образом, чемпиона мира, отстававшего в тот момент от лидера на целых 2,5 очка, болельщики фактически списали со счетов. При этом вроде бы не было и никого другого, кому бы оказался под силу мощный спурт, без которого представлялось невозможным настичь ушедшего в отрыв Абдусатторова. Что касается самого Нодирбека, то в восьмом туре он позволил себе «разумную сдержанность», сделав белыми короткую ничью с Левоном Ароняном, но затем едва не оступился буквально на ровном месте.
Впрочем, перед началом турнира трудно было представить, что к его середине судьба столь решительно разведет двух ровестников – Абдусатторова и Винсента Кеймера из Германии – по разные стороны турнирной таблицы. Однако это произошло, и с учетом данного обстоятельства в их встрече, состоявшейся в девятом туре, имелся ярко выраженный фаворит и столь же выраженный аутсайдер. Тем не менее немецкий гроссмейстер вел партию очень собранно и после ряда неточностей соперника добился к 30-му ходу заметного преимущества, а после ошибки черных на 38-м ходу смог даже выиграть чисто техническими средствами.
Но самое интересное и драматичное начало происходить после перехода игры в ладейное окончание. Соперники поочередно то проявляли чудеса изобретательности, то допускали серьезные ошибки, которые, впрочем, были легко объяснимы утомлением и дефицитом времени на обдумывание ходов. Да, несмотря на то что турниры в Вейк-ан-Зее проходят с использованием традиционного, самого медленного из всех ныне существующих, так называемого семичасового контроля времени, благоприятствующего вдумчивой содержательной игре, избегать ошибок практически невозможно. (Более того, авторы склонны скорее восхищаться действиями соперников в обсуждаемой партии, нежели недоумевать по поводу допущенных ими промахов.)
Итак, на 38-м ходу (перед прохождением первого контроля времени) черные серьезно ошиблись и превратили свою объективно худшую, но вполне защитимую позицию в проигрышную. Однако на 47-м ходу немецкий гроссмейстер вернул долг и позволил Нодирбеку, нашедшему серию единственных ходов, удержаться на краю пропасти. При этом защита ташкентца базировалась на этюдных идеях, не позволявших белым выиграть внешне простое ладейное окончание с двумя связанными проходными пешками. Но самое удивительное, что Кеймер смог столь же точно, как и соперник, оценить последствия самого естественного решения со своей стороны, избрал иной путь и заставил Абдусатторова решать принципиально новые проблемы. Когда же узбекский гроссмейстер на 62-м ходу попытался с помощью жертвы пешки форсировать ничью, Винсент решительно отверг данайский дар соперника, после чего выяснилось, что позиция белых стала объективно выигрышной.
Казалось, всё в этой партии решено, но ее драматургия припасла для болельщиков еще два невероятных поворота интриги. На 80-м ходу Кеймер выбрал из двух естественных продолжений неверное – и позиция снова стала ничейной. Однако на 89-м ходу уже Нодирбек допустил грубую ошибку, которая вполне могла стать роковой и привести его к поражению. Но утомленный, утративший веру в реальность победы и находившийся в цейтноте соперник вместо проведения выигрывающего маневра согласился на ничью! Что ж, иногда в шахматах случается и такое, что лишний раз доказывает невероятное внутреннее богатство игры и сложность решения многих встающих перед гроссмейстерами проблем.
Тем временем за столиком по соседству произошло другое, очень важное для развития турнирной интриги событие. Аниш Гири переиграл черными Дина Лиженя, одержал победу и едва не догнал лидера, что произошло бы, если бы Абдусатторов не смог чудесным образом спасти свою партию. Оправился от шока и Магнус Карлсен, последовательно обыгравший сначала Рихарда Раппорта, а затем в острейшей борьбе Фабиано Каруану и Пархама Максудлу. В результате чемпиону мира удалось вернуться в борьбу за победу в турнире.
А наиболее интересные с художественной точки зрения события происходили в 10-м туре в партии двух самых молодых участников – Доммараджу Гукеша и Рамешбабу Прагнанандхи. Дополнительную интригу этой партии придало то обстоятельство, что оба они являются учениками Виши Ананда и земляками, признаваемыми мировой шахматной общественностью невероятно талантливыми, почти гениальными игроками. Однако Гукеш крайне неудачно выступал на старте турнира, тогда как Рамешбабу до восьмого тура входил в лидирующую группу и при благоприятном стечении обстоятельств мог даже включиться в борьбу за победу в соревновании.
В этом дерби возмутителем спокойствия выступил Доммараджу, а его экстравагантная игра в дебюте (а-ля молодой Таль), не будучи безупречной, способствовала созданию на доске невероятно интересной и сложной позиции. Похоже, ответные действия Рамешбабу были до 16-го хода абсолютно точными, но в этот момент он допустил серьезную ошибку и в начавшейся заварухе был начисто переигран самым юным участником турнира. В результате любители шахмат получили еще одну возможность насладиться не только остротой и непредсказуемостью спортивной интриги, но и богатейшим творческим контентом, который предлагают им в Вейк-ан-Зее гроссмейстеры. n