Начало финального матча командного чемпионата мира между сборными Узбекистана и Китая. Фото Mark Livshitz/FIDE
В Иерусалиме завершился командный чемпионат мира, ни одному из рейтинг-фаворитов которого не удалось добраться даже до полуфинала. Зато среди участников этого этапа значились оба победителя предварительных групп, формально уступавшие (несмотря на свои громкие титулы) едва ли не всем остальным коллективам. Но тем не менее, обыграв команды Индии и Испании, сборные Узбекистана и Китая уверенно преодолели полуфинальный барьер и вышли на решающий поединок за чемпионское звание.
Происходившее на глазах шахматного мира «обыкновенное чудо» вызывало у болельщиков смесь недоумения и восхищения, побуждая усомниться в незыблемости привычных представлений о значимости рейтинга как объективного мерила силы шахматной игры. Конечно, говоря о сборной Узбекистана, можно отметить ее молодость, дающую основания предположить, что у «этих ребят» все еще впереди, а рейтинг – дело наживное. Относительно команды Китая, привезшей в Израиль далеко не первый и даже не второй состав, уместной представлялась несколько иная логика, согласно которой далеко не звездные шахматисты этой команды получили шанс громко заявить о себе и вырваться на мировой простор из трясины национальной шахматной жизни. Так или иначе, но именно невероятная мотивация участников обеих сборных, добравшихся до финала, зримо отличала их от всех остальных, для которых командный чемпионат мира был лишь одним из соревнований международного шахматного календаря.
Что касается финального сражения, состоявшего, как и предыдущие поединки этапа плей-офф, из двух матчей с «полубыстрым» контролем времени 45+10, то оно проходило с ощутимым преимуществом китайских гроссмейстеров. Можно, конечно, утверждать, что им здорово повезло в первом матче, в котором Шамсиддин Вохидов был отнюдь не обязан проигрывать на третьей доске Бай Джинши, а после того как это произошло и сборная Китая выиграла матч со счетом 2,5:1,5, узбекские тренеры пошли на вовсе отчаянный шаг, едва ли не впервые на турнире выпустив (на замену Вохидову) Ортика Нигматова – «штатного запасного», чей рейтинг был неприлично низок даже с учетом всего сказанного нами выше.
Да, конечно, легко быть умным задним числом, сухо констатируя, что именно поражение Нигматова, уступившего Ли Ди в не слишком сложном ничейном ладейном окончании, и привело ко второму поражению олимпийских чемпионов. Но если взглянуть на развитие событий во втором матче менее формально, то можно обнаружить, что в какой-то момент у узбеков имелся вполне реальный шанс отыграться, поскольку в партии лидеров команд Нодирбек Якуббоев сохранял почти до конца партии решающее преимущество во встрече с Лу Шанглеем, а тот же Нигматов, добившись по итогам дебюта отличной позиции, заиграл черными резко на выигрыш, но… не преуспел.
Тем не менее победа китайских гроссмейстеров как в финальном матче, так и на чемпионате в целом выглядит абсолютно закономерной, а не менее закономерный результат сборной Узбекистана, выступавшей без своего лидера – действующего чемпиона мира по быстрым шахматам Нодирбека Абдусатторова, – столь же убедителен.
Между тем в самом Узбекистане, а более конкретно – в древней Хиве началась вторая половина матчей претенденток на мировую шахматную корону. Напомним, что в связи с началом в конце февраля этого года известных военно-политических событий руководством ФИДЕ было решено полностью переформатировать соревнование претенденток, заменив традиционный двухкруговой турнир матчами соискательниц по системе плей-офф. Смысл этого решения состоял в том, чтобы две украинские шахматистки и три россиянки были разведены как хронологически, так и логистически. Иными словами, «стыковой» матч между ними не мог в рамках новой схемы состояться ранее финала, который был выделен в отдельное событие, намеченное на начало следующего года.
В результате первый претендентский пул (пул А) был проведен около месяца назад в Монте-Карло, а его победительницей стала китаянка Лэй Тинцзе, обыгравшая с одинаковым счетом 2,5:1,5 сначала экс-чемпионку мира Марию Музычук, а затем и ее старшую сестру Анну. И вот в минувший понедельник открылась вторая часть того же самого турнира (пул В), в четвертьфиналах которого встречаются две Александры – рейтинг-фаворит всего претендентского соревнования Горячкина с экс-чемпионкой мира Костенюк, а также Катерина Лагно с китаянкой Тань Чжунъи.
Как нам кажется, на стартовых действиях всех четырех участниц сказывались не только ощущения значимости соревнования, но и воспоминания о том, что в первых партиях обоих монакских матчей сестры Музычук потерпели поражение, чем невероятно осложнили свою спортивную задачу. Слишком рисковать на короткой дистанции в четыре партии очень не рекомендуется, а проигрывать крайне нежелательно. В результате во всех партиях, сыгранных к моменту выхода этой публикации, соперницы, проявляя крайнюю сдержанность, смогли избежать мало-мальски значимых ошибок, а сами поединки закончились вничью. Это означает, в частности, что судьба четвертьфиналов решится в ближайшие выходные, а еще через несколько дней мы узнаем имя соперницы Лэй Тинцзе по финальному матчу претенденток на мировую шахматную корону.